Чинкуэда: история итальянского оружия

Чинкуэда-ее особенности и тайны

Чинкуэда, или как ее еще называли чинкведеа-это холодное оружие времен Ренесанса, популярное в некоторых странах Европы. Но самое большое употребление чинкуэда получила в Италии. Родиной ченкуэды были богатые северные итальянские города Флоренция и Венеция, ну а изготовляли ее в основном в Вероне. Чинкуэда была популярной на протяжении приблизительно ста лет и пик ее популярности припадает на середину 15-го-вторую половину 16-го веков. Но откуда возникла идея изготовлять такое странное оружие, кому первому она пришла в голову и почему, вроде не такой уже и удобный клинок стал так неожиданно популярен и так же само неожиданно ее утратил? Об этом никто пока не знает. Что послужило прообразом чинкуэды тоже остается загадкой. Правда в Британском музее есть древний кинжал, найденный на территории южной Европы, который похож на чинкуэду как две капли воды, как два близнеца одной матери. И этот клинок датируется третьим веком еще до нашей эры. Странно, оказывается оружие такого типа уже существовало за восемнадцать веков до нашей чинкуэды. А еще чинкуэда напоминает древнегреческие и микенские мечи. Но какая связь между этими экземплярами и чинкуэдой времен Ренессанса, тоже полное неведение.

Занавес приоткрывается только в 15-ом веке и здесь уже собрана более или менее детальная картина о чинкуэде, которая впервые появилась в богатых городах северной Италии. Потом такой вид холодного оружия распространился на всю Италию, ну а дальше признание дошло до Франции, Бургундии и Германии. Правда там это была уже не ченкуэда, а воловий язык. Насчет внезапного появления чинкуэды существует несколько версий. Согласно первой, чинкуэда трансформировалась с гражданского кинжала. А по другой версии появление чинкуэды было данью моды. Ее считали модной частью гражданского костюма и с начало она была атрибутом знатных и богатых горожан. Клинки и рукояти такие собственники украшали позолотой и всевозможными росписями, даже на клинке рисовали целые картины. Благо места хватало. Ведь одной из главных особенностей ченкуэды был широкий клинок у основания, где-то сантиметров 8-10, на котором свободно умещались пять пальцев руки. По итальянски «пять» переводится как cinquc. От этого слова и происходит название ченкуэда.

В эти времена чинкуэда была длинной, тяжелой и дорогой. Скорее всего это был меч, а не кинжал. Но со временем и постепенно мода на такое оружие начала угасать. И в этом нет ничего странного и не понятного, ведь мода она и есть мода. И даже в средние века мода была дамой переменчивой. И вот тогда оружейные мастера, чтобы не терять заработка, стали уменьшать свое изделие и за сто лет уменьшили на две трети, а значит и значительно удешевили продукт труда. Теперь такая чинкуэда стала более доступной и ею начали пользоваться простые горожане и фермеры. Они носили ее на спине под плащом и использовали в целях самообороны. Ведь ченкуэда была грозным оружием и удобной в схватке на ближней дистанции, а внушительный клинок мог нанести довольно серьезные раны, чреватые сильным кровотечением.

У чинкуэды было несколько особенностей, которые отличали ее от остальных видов холодного оружия. Она имела треугольной формы клинок с несколькими долами, широкий у основания и резко сужающийся к острию. Гарда загибалась под острым углом к верху. Рукоятка была с дерева или костяная с удобными выемками для пальцев. Длина клинка составляла 35-40 сантиметров, а общая длина 50-55 сантиметров. Хотя в разные времена длина чинкуэды была разной.

Правда чинкуэдой нельзя было фехтовать, а только колоть или рубить. А во второй половине 16-го века все больше в моду стали входить шпаги да рапиры и о чинкуэде забыли. Дворяне стали пользоваться более изящной шпагой, а простонародье уподобляло простой кинжал. Но почему чинкуэда так неожиданно ушла в история остается загадкой.

Империя франков и ее осколки

А вот франки осознали преимущество доброго коня и лихого наскока довольно рано. И немудрено: в их империю вошли и остатки западных римлян, и галлы, и другие народы,

Меч лучника.

Поначалу их мечом была та же спата, затем появилось прямое широкое или стержневое перекрестие гарды. Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.

Так появился рыцарский меч. Его форма и параметры свидетельствуют о развитии защит клинком, не слишком характерных для саксов.

После того, как сверхтяжелая броня выходит из моды, рыцарский меч становится более легким и плоским.

Хотя ассоциация «рыцарь — меч» для нас совершенно очевидна, франкский меч оставался вспомогательным оружием. Конница сперва вонзала во врага копья, а мечами уже добивала или вступала в отдельные поединки. Некоторые рыцари предпочитали мечу бердыш, булаву или моргенштерн.

Шли годы; Столетняя война опять перевернула представления европейцев о тактике. Англичане положились на валлийское изобретение — длинные луки, и они оказались серьезнейшим ответом тяжелой коннице. Снова наступила эпоха, когда пехота на поле боя играет важнейшую роль.

Лучник — по определению профессионал; ополченец с длинным луком даже стрелу пустить не сможет, не говорю уже — попасть. Потому-то вспомогательным оружием лучника стал тоже меч, но другой. На первый взгляд меч лучника казался похожим на рыцарский; но он не только короче, а еще и гораздо сильнее сходит на клин. Это не случайно: им не столько рубят, сколько колют. Техника работы напоминает римскую, только вот щит у лучника «не удался» — круглый и маленький. Аналогичный меч взяли на вооружение и арбалетчики.

Чинкуэда.

Так постепенно колющая техника стала «проникать в массы». Итальянцы берут на вооружение чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом.

А вот французы и поляки (за ними — англичане и итальянцы) начали переходить на чисто колющую технику. Для этого предназначался эсток.

Первое время эсток был очень похож на рыцарский меч, только намного уже. Потом перестали точить лезвие, ограничиваясь острием, а клинок сделался граненым — трех- или четырехгранным.

Эсток неплохо пробивал доспехи, целясь в щели и сочленения; у него также была отличная дистанция угрозы. Длина меча была от 1 м 20 см до полутора метров (такие эстоки чаще всего встречались в Польше).

Следующий шаг в этом направлении сделали уже в Новое время.

Восточные варианты европейских стилетов

На Востоке существовали свои варианты стилетов. В первом тысячелетии до н.э. в Древнем Китае были специальные шилообразные ножи, предназначенные для пробивания доспехов . В зависимости от величины клинка (у воинов стилеты были длиннее), это холодное оружие имелось в арсенале профессиональных убийц и военных. Так как узкое гранёное лезвие было способно разорвать одним ударом кольчугу, стилеты часто прятали и применяли внезапно, когда противник этого не ожидал.

  • Танто – нож для добивания, по форме напоминающий катану. Иногда гарда этого ножа снабжалась заостренными выступами, особенно преуспели в изготовлении таких моделей легендарные ниндзя;
  • Йорой-доши – нож с половинной гардой;
  • Айку-чи – нож без гарды.

Большинство вышеперечисленных японских ножей-стилетов являлись обязательным дополнением к самурайским мечам. Простые солдаты-асигару, ниндзя и торговцы не имели самурайских ножей. Они применяли несколько типов вспомогательных клинков, которые более похожи на классические стилеты Европы времён Ренессанса:

  • Когай – стержень особой формы, часто использовался как секретное оружие. Им же в случае необходимости добивали раненых. Больше всего похож на вертел или стержень с двумя гранями. Иногда встречались модели с четырёхгранным лезвием, наносившим страшные раны;
  • Козука – хозяйственный нож, его можно было метать;
  • Шакен – длинный гвоздь, метался и находил применение в быту;
  • Кансаси – длинные 20-сантиметровые стилеты в форме спиц для волос, любимое гейшами и женщинами-ниндзя оружие для убийства самураев .

Конструкция и технические характеристики клинка

Особенностью чинкуэды является форма её клинка, которая сильно напоминает треугольник. Размеры древних клинков могли серьёзно варьироваться. В зависимости от этого чинкуэду считали или кинжалом, или мечом. До нас дошли образцы оружия с клинками от 20 до 40 сантиметров, хотя в некоторых музеях хранятся реальные мечи с клинками длиной 60 см.

Так как чинкуэда предназначалась для итальянской знати, то оружейники старались делать богато украшенные экземпляры. Рукояти украшались золотой и серебряной инкрустацией, а на клинках часто делали красивые и высококачественные рисунки, что опять же наводит на мысли о том, что прообразом этого клинка стал именно меч микенской культуры, которая существовала в Греции примерно в III-II тысячелетии до нашей эры.

Рисунки на клинках очень качественно протравливались и покрывались позолотой, даже на тех чинкуэдах, которые были найдены при раскопках, большинство рисунков сохранились практически в первозданном виде.

По своей конструкции чинкуэда похожа не только на микенские клинки, но и на римский нож пугио и меч паразониум. Но на римских коротких клинках не было никаких рисунков, так что тут можно долго спорить о том, какой клинок стал прообразом чинкуэды.

Самые первые итальянские клинки такого типа отличались серьёзной длиной, и были очень богато украшены, так что вес у них был вполне серьёзный. Так как итальянская знать никогда не отличалась богатырским телосложением, они начали требовать от оружейников облегчения конструкции своего статусного оружия. В результате клинки стали уменьшаться, и за сто лет своего существования они уменьшились примерно в два раза.

Сабля против меча

Карта “Танцующий скимитар” из коллекционной карточной игры “Magic: the Gathering”.

В игре “Baldur’s Gate II” при посещении “Лавки авантюриста” невозможно не обратить внимания на тот факт, что скимитары ценятся в “Забытых королевствах” в несколько раз выше прямых мечей. Легко заметить и то, что и большая часть “плюсовых” клинков — кривые. Взять хотя бы “Лепесток Розы” или “Убийцу Драконов”.

Это — один из редких в данной игре элементов исторического реализма. Для изготовления длинных и легких кривых мечей годилась только очень редкая в средние века упругая сталь. Булат и дамаск были вполне реальными аналогами фэнтезийных митрила и адамантита. Стоили они соответствующе.

Возможность уменьшить вес оружия втрое сделала смещение центра тяжести к гарде ненужным. Напротив, появлялись все основания сместить центр тяжести к острию, а сам клинок изогнуть для увеличения эффективности рубящего удара.

Радикальное улучшение качества материала позволило всадникам обзавестись легким рубящим оружием. Так появился скимитар — меч весом около 1-1.4 кг с изогнутым, расширяющимся к острию клинком, длиной 70-90 см.

Скимитары использовались не только кавалерией, но и пехотой. Еще в раннем средневековье в Китае появились двуручные скимитары весом 2.5-3.5 кг и клинками длиной 100-120 см. Предназначались они, как и положено двуручным мечам, для борьбы с кавалерией. Если быть точнее — с конями (арабы сносили такими двуручниками головы коням крестоносцев).

На Ближнем Востоке скимитары стали использоваться еще в 6-7 веках. Но даже в эпоху Крестовых походов такое оружие рассматривалось как драгоценность. Только в 14 веке скимитары и сабли стали главным оружием азиатской кавалерии. В 15 веке мечи были вытеснены саблями и на Руси, хотя металл для клинков ввозился в Московию по Волге из Ирана.

В Западную Европу азиатское оружие практически не попадало. Но уже в 16 веке европейцы начали ковать сабли из “английской” стали. А в 17 веке в Европе стал производиться и дамаск. Первыми освоили технику выковывания клинков из пучка проволоки мастера испанского города Толедо.

Европейские сабли: изгиб клинка слабый или средний, гарда закрытая.

Сабли появились вскоре за скимитарами и постепенно вытеснили их. Совершенствование мастерства кузнецов позволило сделать клинок более узким и длинным. Кроме того, расширение было заменено “елманью” — утолщением вблизи острия. Выковать клинок с елманью было значительно сложнее, чем плоский. Зато равномерное по ширине лезвие сабли удобно было убирать в ножны.

Придумать удобные ножны для меча с расширяющимся клинком, действительно, было сложно. Короткие кривые мечи раннего средневековья носились без ножен — просто за поясом, как, например, топоры. Клинок из дамасской стали заткнуть за пояс было нельзя — он бы его просто перерезал.

Иногда для переноски скимитары снабжались собственными ремнями. Точнее — шелковыми лентами. Один конец ленты крепился к рукоятке, второй пропускался через проушину или кольцо в обухе. Но носить острый меч таким способом было не только неудобно, но и опасно.

Парадная американская сабля носится на крючке (цепляется за кольцо на лезвии) и балансируется цепью.

Орудие заплечных дел

Кроме небольших боевых фальчионов, в средневековой Европе изредка встречались и более тяжелые мечи этого типа, подобные зачарованному против нежити гномьему “лепестку”, упоминаемому в “Одиночестве мага” Перумова. Двуручные фальчионы весом 5-6 кг были оружием палачей. Иногда для еще большего смещения центра тяжести к острию в обух таких мечей вставлялся свинцовый груз или даже емкость с ртутью!

Но зачем палачу настолько мощное оружие? Неужели обычный двуручный меч не мог перерубить шею на плахе? Представьте себе, не мог!

Головы особ королевской крови считалось допустимым отрубать только мечом и только с одного удара. Когда в 16 веке в Англии возникла необходимость казнить Марию Стюарт, специалиста и инструмент пришлось выписывать из-за границы.

Особенным успехом фальчионы пользовались у европейских моряков эпохи Возрождения.

Классика и автоматика тактических ножей

Сейчас, под тактическим ножом понимается широкий спектр различных по назначению изделий: начиная от боевого образца, и оканчивая походным. Первые причисляются к холодному оружию, из-за чего может потребоваться специальное разрешение на их ношение.

Такие итальянские ножи представляют собой как классические формы колюще-режущих изделий, так и автоматические складные варианты, которые в равной степени могут использоваться как в ближнем бою, так и для выживания в природных условиях. Объединяет все тактические ножи обязательное требование к высокой твердости клинка, ведь он типологически рассчитан на значительное силовое воздействие.

Один из наиболее известных производителей боевого итальянского холодного оружия это компания Extrema Ratio. Данная фирма является официальным партнером Министерства вооруженных сил Италии, для которой разрабатывает специальные модели. Это мощные ножи. Они отличаются ассиметричными, спиленным формами, твердым клинком в 58 HRC из стали N690, двусторонней (или полуторной) заточкой, удобной рукоятью, которую можно брать двумя захватами и использовать как тупое оружие. Подобные образцы предназначены для быстрых маневров, нанесения точных режущих ударов. Это такие модели как: Extrema Ratio Fulcrum S, Extrema Ratio Col Moschin, Extrema Ratio Dobermann III.

Есть модели с такой формой клинка, как стилет. Как правило, это автоматические складные ножи, имеющие кинжаловидную форму клинка. Позиционируются как боевой нож (нацеленный на точные колющие удары). Среди итальянских производителей этой модели наиболее известна фирма Frank Beltrame. Длина изделия колеблется в диапазоне от 20 до 29 см, с клинком в 85 – 125 мм. Имеет очень острое лезвие (легко режет бумагу). Традиционно в качестве материала для рукояти используется рог буйвола, оленя и олива. Автоматика выполнена в виде пружинистой системы быстрого реагирования, есть гарда и предохранитель.

Еще одна фирма-производитель — Fox Knives. Модельный ряд представленный как складными, так и классическими, боевыми и походными моделями.

Модель Fox Col Moschin Delta Spec Ops предназначена для решения боевых задач, по сути, тоже стилет с формой клинка байонет (наиболее популярной) с зазубренным лезвием. Благодаря специальному крюку обеспечивается быстрое открытие ножа.

Fox BR-011W – образец отличного походного ножа. Маленький размер (216 мм) и вес (130 г) сделает этот складной образец практически неощутимым при длительных переходах. Зато его многофункциональность, обусловленная качеством клинка, выполненного из стали 12c27 Sandvik и деревянной рукояти, позволит решить мелкие бытовые проблемы и даже поймать дичь.

Viper Tecnocut S.N.C. – итальянские качественные и стильные ножи, в том числе и тактические. Клинки изготавливаются, как из нержавеющей стали, так и из дамаска (компания открыла собственное производство этого металла, для которого использует рисунок «капли дождя», «паркетный»). Широко известны такие марки ножей, как:

  • Free. Это складной нож с усовершенствованной системой замка — Smart Lock, который оснащен дополнительным фиксатором лайнера, служащего предохранителем автоматической системы. Клинок прочный и острый, имеющий матовое покрытие;
  • Rhino. Сталь клинка прошла криогенную обработку, твердость достигает 60 HRC. Сама форма говорит о способности выдержать значительные силовые нагрузки, указывает на мощность изделия;
  • Start. С этого ножа началась история тактических складных моделей компании. Имеет отменные характеристики, высокую прочность и остроту режущей кромки лезвия (на весу режет салфетку). Замок ножа надежно фиксирует клинок. Форма образца идеально ложится в сжатую ладонь.

Такие итальянские складные ножи на протяжении многих лет будут помогать своему хозяину. По крайней мере, в этом уверенны сотрудники компании, ведь не зря они дают на свои изделия пожизненную гарантию.

Стиль

Большая поверхность клинка часто украшена роскошными узорами, выгравированными травлением или полученными позолотой . Некоторые из дошедших до нас больших кожаных ножен также украшены.

Форма его навершия может быть вдохновлена ​​греческими или этрусскими мечами античности, модной культурой итальянского Возрождения. Накладки на ручки могут быть как из дерева, так и из более ценных материалов, например слоновой кости .

Систематический орнамент и качество изготовления указывают на то, что это было престижное оружие, предназначенное для самых богатых клиентов и носившееся в гражданской обстановке. Это был по крайней мере такой же маркер социального ранга, как и оружие защиты.

Ним, Музей изящных искусств

Автоматическое холодное оружие

Сегодня у потребителей пользуются большим спросом автоматические ножи. У данных изделий клинки скрыты в рукоятках и надежно зафиксированы. Их извлечение или выкидывание происходит после нажатия на специальную кнопку или рычаг. Это достаточно удобно сделать одной рукой. Среди широкого ассортимента различной ножевой продукции большой популярностью пользуется выкидной стилет.

Судя по многочисленным положительным отзывам, очень качественным изделием считается «выкидуха» от фирмы Grand Way. Общий размер стилета — не более 23 см. Длина рукоятки составляет 13 см. Толщина клинка — 0,3 см. Лезвие изготовлено из высококачественной стали марки 440С. Показатель ее твердости — в пределах 57-58 HRS. Стилет оборудован гардой S-образной формы и замком Liner Lock. Рукоятка состоит из металлических и деревянных элементов.

Судя по отзывам владельцев, данный стилет не зависит от окружающих условий и совершенно не подвержен коррозийным процессам. Применение надежного фиксатора обеспечивает безопасное использование клинка. Внешне стилет выглядит очень эффектно и считается хорошим подарком для любителя холодного оружия.

Ценителям изящных клинков, способных одновременно выполнять 2-5 функций наш магазин предоставляет возможность купить итальянские выкидные ножи стилеты по выгодным расценкам. Такие изделия отличаются прочностью и экологичностью материалов. Их легко хранить и переносить, и комфортно использовать в бытовых целях и для личной безопасности. Режущие приспособления стилетного типа станут изысканным пополнением коллекции и украсят интерьер, выдержанный в классическом стиле, стилях хай-тек, модерн и пр.

История, застывшая в стали

Стилеты — один из пяти типов ножей, конфигурация которых без изменений сохранилась в XXI веке. Клинки данного типа известны еще с XII века н.э. Единственное усовершенствование, которое коснулось современных моделей — заточка. Первые стилетные клинки имели круглую или ромбическую конфигурацию и не использовались для разрезания. Это было боевое оружие. Сегодня такие ножи наделены стандартными функциями для комфортного использования в быту и на природе.

Классические итальянские изделия стали складными только к XVIII веку. К этому времени конфигурация данного приспособления приобрела конкретные очертания. Стилет классифицируется по нескольким особенностям:

Клинок толщиной 4-6 мм, обязанный своей конфигурацией первоначальным моделям, которые предназначались для парирования ударов шпаг и рапир и для нанесения повреждений сквозь доспехи.

Продолговатое симметричное острие, с помощью которого осуществляют мелкие резы и резы глубиной от 1 см, часто необходимые для тщательного удаления небольших деталей и изъянов. Такое свойство клинков стилетного типа идентично аналогичной характеристике ножей «танто». Острие японских лезвий тантоидной разновидности также отличается показателями повышенной прочности.

Благодаря усиленному рикассо (предрукоятная часть клинка) нагрузка лезвия по максимуму не повредит его состоянию. Этот изящный нож выдерживает веса до 20-30 кг.

Массивный эфес остался в конструкции режущего аксессуара еще со времен, когда с помощью стилета парировали маневры сабель, рапир, мечей и пик. Большинство складных моделей наделены этим элементом, предоставляющим отдельное пространство для фиксирующих механизмов.

Длина рукояти делает комфортным использование складных стилетов, за счет перемещения ладони в необходимую позицию по тонкой, прочной и длинной ручке.

В этом клинке все совершенно. Он прочен, высокоэстетичен, имеет длинную и почетную историю. Купить итальянские выкидные ножи стилеты — значит быть во всеоружии на 100%.

Стилет – узкий с гранёным клинком нож, распространённый в Европе XV-XVIII веков. Специфическая разновидность кинжала, отличающаяся наличием прямой крестовины и очень длинного и тонкого клинка, впервые появилась в Италии и Испании, в эпоху Ренессанса. Возможно, является дальнейшей эволюцией мизерикордии (специального рыцарского кинжала, используемого для добивания раненых солдат). Стилет предназначался для одного внезапного удара, часто ломался в ране, что увеличивало вероятность смерти.

Чинкуэда

На рубеже XV-XVI веков на территории Италии стало популярным уникальное оружие, выделяющееся среди остальных клинков того времени — чинкуэда, которую историки причисляют к кинжалам, несмотря на наличие многих признаков полноценного меча.

До 1450 года в Европе о подобном оружии, вероятно, не знали, поскольку неизвестно ни одного образца чинкуэды раннего времени. Все найденные экземпляры изготовлены в Италии и использовались, в основном, для самообороны жителями северных регионов. Городами, в которых чинкуэда появилась впервые — считаются Флоренция и Венеция, а основное место производства этих кинжалов — город Верона.

Название «чинкуэда» кинжал получил благодаря итальянскому числу «5» — «cinque». Форма клинка кинжала была исключительно необычной для того времени — у самой рукояти ширина его достигала как раз пяти пальцев, сужаясь к острию в виде вытянутого треугольника. Второй вариант названия чинкуэды – кинжал «бычий язык», из-за схожести формы клинка, имеющего клиновидную форму, резко сужающегося к острию.

Рукояти найденных археологами старинных итальянских кинжалов сделаны в общем стиле, напоминающем модели рукоятей старинных кинжалов микенского и древнегреческого периодов, с единственным серьезным отличием – у чинкуэды резко выгнутая крестовина, напоминающая рога, направленные к острию кинжала. Впоследствии, многие из рукоятей чинкуэд были приделаны к клинкам более поздних классических мечей. На черене кинжала имелись подпальцевые выемки. Чинкуэда, принадлежавшая знатным гражданам итальянских городов обычно богато украшалась и инкрустировалась. Во многом, конструкция чинкуэды перекликается также с древним римским ножом пугио и коротким мечом паразониумом.

Итальянский кинжал

Некоторые чинкуэды имеют очень маленькие размеры, с длиной клинка всего около 15 см, другие кинжалы – покрупнее, уже с 20-сантиметровым клинком; но основная доля этих старинных итальянских кинжалов имеет огромный внушительный клинок до 45 см, шириной в месте соединения с рукоятью в 9 см.

Очень часто чинкуэда имела вороненый клинок, с протравленным рисунком и украшенный позолотой. Основную часть рисунков травления историки приписывают двум итальянским мастерам с одним именем – Эрколе де Фидели и Эрколе Гранди. Качество травления на клинках кинжалов было превосходным – на многих найденных экземплярах до сих пор виден великолепный текстурный рисунок, с тщательно прорисованными гербами, с сюжетом.

Главная загадка этого старинного холодного оружия состоит в том, что неизвестно — по какой причине чинкуэда появилась, приобрела бешеную популярность, но только в Италии; и почему этот итальянский кинжал столь же быстро исчез — меньше, чем через век, — не оставив после себя наследников в последующих веках. Место чинкуэды в XVI веке, в качестве повседневного дворянского меча самообороны, заняли шпаги.

Чинкуэда, по своей конструкции и логике, совершенно не соответствует развитию средневекового европейского оружия. Одна из версий оружейных историков состоит в том, что чинкуэда появилась на волне моды, интереса к классической античной культуре во времена Эпохи Возрождения. В какой-то степени, эта версия подтверждается уникальной рукоятью кинжала, не похожего ни на что, кроме изделий времен этрусков и древних греков. Единственный реальный аналог древнего оружия, который мог бы пролить свет на рождение столь нестандартного клинка уже в позднее Средневековье – находится в Британском музее. Это кинжал III века до нашей эры, найденный на юге Европы, который имеет клинок, по форме похожий как две капли воды на клинок итальянского кинжала Ренессанса. Между этим кинжалом и чинкуэдой – целых 18 веков, но ни до, ни после подобного оружия не изготавливалось.

Наши дни

Изготовлением стилетов занимается много фирм-производителей. На рынке ножевой продукции представлен широкий ассортимент колющих изделий, которые пользуются большим спросом у любителей холодного оружия. Существует несколько категорий стилетов, отличающихся друг от друга своими размерами. Например, классический вариант может быть от 300 до 350 мм. Размеры боевых образцов варьируются в пределах 160-200 мм. Длина охотничьего стилета — не более 200 мм. Для удобного ношения колющего орудия предусмотрены специальные ножны. Крепятся они преимущественно на ногу или на пояс. Однако не исключается вариант скрытого ношения стилета в складках одежды.

Типы[править]

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Восточный “киджар”, по изгибу своего клинка, есть, очевидно, подражание коровьему рогу, только в плоской форме (встречаются, впрочем, и круглые) и из стали. Это заставляет думать, что первобытный кинжал был не что иное, как настоящий рог — предположение, подкрепляемое ещё тем, что в отложениях палеолитической эпохи (во Франции) были найдены ветви оленьих рогов, отделанные в виде кинжала. Рога служили в качестве оружия и в более поздние эпохи; так, в Индии ещё в XIX веке было в ходу оружие из двух острых рогов, соединённых своими основаниями и прикрытых в этом месте круглой металлической бляхой для защиты руки. Таким орудием пользовались в рукопашном бою для нанесения ударов направо и налево.

В неолитическую эпоху каменного века в некоторых европейских странах (особенно в Дании) делались, путём обивки, прямые кинжалы из кремня, иногда даже с явственной рукояткой, все из одного куска кремня. Кремневые кинжалы были, по-видимому, прототипом медных, многие экземпляры которых найдены в Сибири.

В Западной Европе, в числе древностей бронзового века, кинжалы почти не встречаются; их заменяли мечи, приспособленные к тому, чтобы колоть, а не рубить. Впрочем, различие между мечом и кинжалом не всегда резко выражено: встречаются и короткие мечи, и длинные кинжалы (например, у кавказцев); меч, правда, носится на бедре, а кинжал — спереди (на поясе или за поясом), но и в этом отношении есть переходы. Типичные кинжалы свойственны, по преимуществу, Востоку, от Индии до Турции; здесь они представляют наибольшее разнообразие форм и названий (киджар, бичвар, куттар, ятаган и др.). Некоторые типы кинжалов ведут своё происхождение от оружия с вогнутым лезвием (вроде серпа); таков был копис древних персов и затем греков, кукри — оружие гурков в Непале; отсюда же ведёт своё происхождение несколько иначе изогнутый турецкий, албанский и персидский ятаган. Нечто среднее между кинжалом и мечом представляют малайские крисы и разное другое оружие того же типа, используемое даяками и другими племенами Малайского архипелага.

Национальные, традиционные и легендарные кинжалыправить

  • Баселард — популярный средневековый швейцарский кинжал с узким прямым обоюдоострым клинком.
  • Бебут — кавказский кинжал с изогнутым клинком односторонней заточки без гарды. Состоял на вооружении русской армии в начале XX века.
  • Дага — кинжал для левой руки при фехтовании шпагой, получивший широкое распространение в Европе в XV—XVII веках.
  • Джамбия — арабский кинжал с широким загнутым клинком без гарды. Обязательная принадлежность мужского костюма в Йемене.
  • Дирк — шотландский кортик, имеет длинный прямой клинок полуторной заточки, рукоять без крестовины.
  • Засапожник — славянский кинжал с четырёхгранным обоюдоострым изогнутым клинком без гарды, носимый за голенищем сапога.
  • Кама — холодное оружие, кинжал, использовавшийся у народов Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока.
  • Катар — индийский тычковый кинжал с Н-образной рукоятью.
  • Квилон — средневековый кинжал в виде уменьшенной копии рыцарского меча и носившийся в комплекте с таким же настоящим мечом.
  • Когай — японский многоцелевой нож-кинжал в форме цилиндрической шпильки, расположенный в специальной прорези на ножнах мечей.
  • Корд — нож с прямым сравнительно узким клинком, с рисунком на гарде.
  • Крис — индонезийский нож или кинжал асимметричной формы. Наиболее известны волнистые разновидности криса.
  • Мизерикорд — кинжал с узким сечением клинка для проникновения между сочленениями рыцарских доспехов.
  • Пуш-даггер — небольшой, обычно обоюдоострый кинжал с поперечной Т-образной рукоятью.
  • Рондел — длинный кинжал с плоской круглой гардой и таким же навершием, и с узким, стилетообразным клинком.
  • Сай — японский стилет с рукоятью, делающей его похожим на трезубец
  • Скин ду — небольшой шотландский кинжал, носимый за подвязкой гольфа.
  • Скрамасакс — древнегерманский кинжал.
  • Танто — японский кинжал.
  • Ханджар — изогнутый кинжал, обязательный предмет традиционного костюма арабов Омана.
  • Чинкуэда — итальянский кинжал эпохи ренессанса.
  • Боевой кинжал Ферберна-Сайкса — наиболее известный кинжал Второй мировой войны.

Типы рукоятей

Важный элемент любого ножа – рукоять. Для хорошего реза необходимо удобно удерживать клинок в руке. Хвостовик, который находится внутри ручки, ножеделы изготавливают в соответствии с будущим монтажом. Рассмотрим какие бывают типы рукоятей:

Всадной

Очень распространённый тип монтажа, особенно у известных изготовителей. Считается очень надёжным. Хвостовик лезвия всаживается в рукоять до середины длины.

Сквозной

Наиболее надёжный вариант монтажа, но довольно трудоёмок. Хвостовик клинка проходит сквозь всю рукоять.

Накладной

Сам хвостовик служит рукоятью, на боковые поверхности накладываются другие материалы и закрепляются клёпками.

Сварной

Такой способ применяется при монтаже металлических рукояток, которые становятся монолитной конструкцией с хвостовиком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий