Кусаригама – оружие японских ниндзя

Современный Каларипаятту

В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.

В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.

Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.

Костюм и доспехи ниндзя[ | ]

По мнению историка-япониста А. М. Горбылёва, ниндзя никогда не использовали чёрный обтягивающий костюм, популярный в фильмах и романах. Ночные костюмы ниндзя имели красновато-коричневые, пепельные, желтовато-коричневые или тёмно-серые оттенки. Именно такие оттенки позволяли полностью слиться с ночной мглой, тогда как абсолютно чёрный костюм резко выделяется в этих условиях. Костюм ниндзя имел мешковатые очертания. Днём ниндзя носили обычную повседневную одежду, позволяющую слиться с толпой.

Статья или раздел содержит противоречия и не может быть понята однозначно. Следует разрешить эти противоречия, используя более точные авторитетные источники или корректнее их цитируя. На странице обсуждения должны быть подробности.

Чёрный костюм, приписываемый ниндзя, родом из кукольного театра бунраку. Кукольник находится прямо на сцене, в чёрном одеянии, считается, что зрители его не видят, поэтому когда в театре кабуки кого-то убивает «человек-невидимка», убийцу одевали в костюм кукольника.

Полных доспехов ниндзя не носили, отдавая при необходимости предпочтение простому полусферическому шлему и скрытым пластинам в тех местах, куда обычно целился враг.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Умение обращаться с кусаригама

Чтобы достичь мастерства владения данным оружием, нужны месяцы, а то и годы. Желательно в первую очередь научиться отрабатывать технику обматывания оружия неприятеля кусари. Для этого нужно тонко чувствовать атаку врага, постараться приблизиться к нему настолько, чтобы успеть нанести поражающий удар.

В этом случае требуется правильно оценить расстояние и раскрутку, потому что при неверном расчете владелец рискует нанести удар самому себе. У бойца с кусаригамой в бою будут значительные преимущества из-за разнообразных возможностей применения данного оружия.

Некоторые занимающиеся боевыми искусствами относят кусаригаму к специфическому оружию, другие считают ее применение не допустимым из-за невозможности защиты от нее. Может причиной послужило, то, что требуется много времени на его освоение и этим ограничивается его популярность.

Этим недостатком является требующееся пространство для раскрутки цепи, нужное чтобы захватить ею врага, а затем нанести атаку серпом с фланга или задеть с тыла. Об этом изъяне указано известным фехтовальщиком Араки Матаэмоном, который сражался с мастером боя кусаригама Ямадой Синрюканом. Араки завлек противника в рощу, где небольшое пространство помешало второму бойцу применить на полную мощность данное оружие. В итоге фехтовальщик победил.

Современный Каларипаятту

В современной Индии Каларипаятту начали активно развивать с 1920 года как символ противостояния колониальному британскому режиму, а особенно с началом всемирного интереса к боевым искусствам вообще и рукопашному бою в частности.

В Каларипаятту различают Северный стиль, в котором много акробатики, гибкости, высоких прыжков, и атак по разным уровням, и Южный стиль, где основы составляют тяжелые удары, работа с оружием, и воздействие на болевые точки.

Когда англичане захватили Индию, они запретили заниматься национальной борьбой, увидев в ней символ сопротивления своей власти, поэтому система ушла в подполье, передаваемая втайне от мастера к сыну или любимому ученику. Теперь, понятное дело, она вышла из тени и стала популярна, причем настолько, что даже добрались до холодной России, где уже пятнадцать лет преподается в Санкт-Петербурге и какое-то время преподавалась в Москве.

Нагината

Нагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами — прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.

Что достигалось при помощи кусаригам

Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.

При помощи грузила неприятеля:

  • Обезоруживали;
  • Ошеломляли;
  • Травмировали;
  • Дезориентировали;
  • Обездвиживали и пр.

Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.

Каларипаятту в гипотетической уличной драке

Самый животрепещущий вопрос: а что же со спортивной и уличной составляющей Каларипаятту? Да, в общем-то, ничего. Во всяком случае, соревнований или степеней мастерства в данном искусстве нет, и, в общем-то, изначально, веке в VI, это было нормально, ведь постоянную практику давала сама жизнь воина. Навыки закалялись в стычках с врагами, дикими зверями и бандитами.

Однако то, как сейчас, в наше мирное время, поддерживается высокое боевое мастерство — вопрос открытый. Тем более, ходить по улице с мечом и щитом как-то не принято, да и стражи правопорядка будут не слишком рады, если кто-то порубит в капусту пару забулдыг из подворотни. Что до техники, северная школа с ее феерическими прыжками не слишком подойдет для наших ледяных широт — слишком легко сесть на задницу посреди битвы.

Вопрос о полноконтактных рукопашных спаррингах вообще остается открытым. Может, в группах они и проводятся, но в сети можно найти только вот такое недоразумение, притом непонятно, кто из этих людей занимается боксом, а кто адепт Каларипаятту.

Да и сами нынешние мастера говорят, что Каларипаятту — не спортивная и не прикладная дисциплина, а способ духовного и физического самосовершенствования. Так что в современных реалиях индийский боевой стиль — это для тех, кто хочет окунуться в экзотику, познавать себя и тренировать тело. Для самозащиты и спортивных достижений придется заняться чем-то другим.

Ниндзя — истинные дети хаоса

Синоби как уникальный класс оформились в X веке в мирную эпоху Хэйан (она даже означает «спокойствие»). Но их расцвет пришелся на «Эпоху воюющих провинций», Сэнгоку дзидай. Во время великой гражданской войны враждующие князья нуждались в услугах ниндзя как никогда. Два важнейших клана синоби, Ига и Кога, вообще беззастенчиво располагались в окрестностях столицы, Киото — поближе к клиентам.

Причина взлета ниндзя в период Сэнгоку — это лицемерие самураев. С одной стороны, они превозносили воинскую честь, а с другой — испытывали острую нужду в диверсантах и шпионах, услуги которых давали неоспоримое преимущество в междоусобных войнах. Компромиссом стал найм ниндзя.

Прекрасный пример того, как это работало: в 1558 году князь Роккаку Йошиката нанял команду синоби, чтобы поджечь замок Саваяма. Те выкрали фонарь с гербом противника, который использовался как пропуск в замок, что позволило им беспрепятственно войти внутрь и устроить поджог. Ирония в том, что позже осажденные сами наняли тех же самых ниндзя, чтобы они устроили поджог уже Йошикате — ничего личного, просто бизнес.

Пользование оружием

Использование техники управления кусаригамой позволяло:

  • наносить врагу удары грузом-фундо;
  • спутать цепью;
  • затем атаковать серпом.

Также производили метательные действия самим серпом и возвращали его при помощи цепи. Часто приходилось использовать кусаригаму при оборонах крепостей. Обучение владению довольно долгий и сложный процесс, но хорошая боевая универсальность оружия компенсирует затраты времени. Им можно наносить:

  1. Режущие.
  2. Колющие.
  3. Дробящие.
  4. Метательные действия.

Существуют даже искусства по ведению боев с помощью данного приспособления:

  • кусаригамадзюцу;
  • кобудо;
  • кукисиндэн-рю;
  • хаппо-хикэн-дзю.

Например, кобудо является традиционным окинавским боевым искусством работы с холодным оружием. В роду Куки мелких феодалов знание боев кукисиндэн-рю и хаппо-хикэн-дзю переходили из поколения в поколение. Технику школы относят к самурайскому стилю Катори Синто-рю, Касима Синто-рю.

Боевое искусство кукисиндэн-рю считают непричастной к ниндзя, так как в технике боя используют тяжелые самурайские доспехи – ёрои.

Был в Японии период, когда воевали провинции друг с другом и тогда воинами использовались более изощренные грузы для кусаригам. Например, к оружию мамушигама применяли стилеты в виде змей, а иногда и живых пресмыкающихся крепили к приспособлению, они своим ядом атаковали неприятеля.

Их легко разбирать и переносить, поэтому каждым владельцем создавались свои модели. Так к набалдашнику, прикрепляли приспособления, которые:

  1. Взрывались.
  2. Горели.
  3. Или ослепляли.

Еще были совсем большие модели – это о-гама, а у каен-кусаригама груз обматывали тканью, которую затем поджигали или заменяли на небольшой факел.

Ниндзя — истинные дети хаоса

Синоби как уникальный класс оформились в X веке в мирную эпоху Хэйан (она даже означает «спокойствие»). Но их расцвет пришелся на «Эпоху воюющих провинций», Сэнгоку дзидай. Во время великой гражданской войны враждующие князья нуждались в услугах ниндзя как никогда. Два важнейших клана синоби, Ига и Кога, вообще беззастенчиво располагались в окрестностях столицы, Киото — поближе к клиентам.     

Причина взлета ниндзя в период Сэнгоку — это лицемерие самураев. С одной стороны, они превозносили воинскую честь, а с другой — испытывали острую нужду в диверсантах и шпионах, услуги которых давали неоспоримое преимущество в междоусобных войнах. Компромиссом стал найм ниндзя.

Прекрасный пример того, как это работало: в 1558 году князь Роккаку Йошиката нанял команду синоби, чтобы поджечь замок Саваяма. Те выкрали фонарь с гербом противника, который использовался как пропуск в замок, что позволило им беспрепятственно войти внутрь и устроить поджог. Ирония в том, что позже осажденные сами наняли тех же самых ниндзя, чтобы они устроили поджог уже Йошикате — ничего личного, просто бизнес.

История боя на мечах

История развития фехтования неразрывно связана с эволюцией военного дела и промышленных технологий:

Период Древнего мира

Этот многовековой промежуток времени характеризуется относительно низким развитием металлургии и невысоким качеством оружия.

Фехтование представляет собой как простую совокупность основных приемов, используемых в бою, так и вид зрелищного искусства.

Меч гладиус.

Вершина тактики этого периода— сомкнутый строй когорты римского легиона. Легионер сражается коротким гладиусом, поражая противника уколом из-за щита.

Позднее гладиус заменяется более длинной спатой, заимствованной у покоренных кельтов.

Аналоги спаты применяют и варварские племена, в которых отсутствовал такой способ построения. Бой сводился к индивидуальным схваткам, в которых преобладали рубящие удары.

Средние века

За этот период военное дело изменились коренным образом, а металлургия достигла больших высот. Обособляется военное сословие. Обучение технике владения мечом начинается с ранних лет. Пишутся первые учебники — фехтбуки, заложившие под фехтование теоретическую базу. Появляются новые разновидности холодного оружия.

Фехтование превращается в систему боя, включающую в себя уколы, порезы, рубящие удары, рычаги и элементы борьбы.

К периоду XVI—XVII веков огнестрельное оружие сводит на нет все преимущества сплошного рыцарского доспеха. Двуручный меч уступает первенство рапире, а фехтование становится не просто способом ведения боя холодным оружием, а превращается в искусство.

Меч — соратник древних воинов.

Одати

Одати (яп. 大太刀, «большой меч») — один из типов длинных японских мечей.Чтобы называться одати, меч должен был иметь длину лезвия не менее 3-х сяку (90,9 см), однако, как и в случае многих других японских терминов, относящихся к мечам, точного определения длины одати нет. Обычно одати — это мечи с клинками 1,6 — 1,8 метров.

Одати полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин Правительство Бакуфу издало закон, согласно которому запрещалось иметь меч более определённой длины. После того, как закон вступил в действие, многие одати были обрезаны, чтобы они соответствовали установленным нормам. Это одна из причин того, что одати так редки.

Система ранжирования в боевых искусствах

Многие люди могут предположить, что во всех боевых искусствах используются пояса разных цветов, начиная с белого для базового и черного для продвинутого, поскольку это обычный способ ранжирования в нескольких разных боевых искусствах и простой способ отслеживать. Однако это верно не для всех боевых искусств. Некоторые боевые искусства, такие как айкидо, даже меняют свои рейтинговые системы в зависимости от школы.

Как правило, большинство боевых искусств, которые мы обсуждали, используют систему ранжирования / оценки, называемую «кю» (степень) и «дан» (степень). Ранги новичков называются кю и часто присуждаются в порядке убывания (6 кю – базовый уровень, 5 кю – ниже среднего и т. Д.). Как только практикующий получит все кю, он может перейти к уровням дан. Ранги дана повышаются и могут присваиваться в порядке возрастания (1-й дан – продвинутый, 2-й дан – более продвинутый и т. Д.). В зависимости от школы или боевого искусства рейтинг может отображаться по-разному, например, с цветными поясами, дополнительными полосами или другими способами.

Современный спортивный ножевой бой

Люди давно начали отправлять на тот свет себе подобных с помощью ножа. Для этого даже были придуманы дуэльные поединки с определёнными правилами и условиями. Но постепенно эти кровавые развлечения перешли в современный мир и стали спортивным развлечением.
Нож в отличие от других орудий убийств, воспринимается наиболее естественно. У каждого человека на кухне имеется этот предмет. Мы окружены этими снарядами для убийства с самых малых лет и учимся обращаться ими в мирных целях с детства.

Второй причиной популярности ножевого боя, можно назвать восточные единоборства. Они очень популярны в последнее время. А в них имеется раздел изучения техники владения ножом и короткими клинками.

Сложно сказать, кто был родоначальником спортивного ножевого боя в России.

Скорее всего это были адепты каратэ. Также возможно ножевой спортивный бой пошёл от славяно-горицкой борьбы. Вариант имеет полное право на жизнь, многие оттуда узнают про различные техники владения ножом. Но как бы там ни было, сегодня спортивный ножевой бой очень популярен в России.

Спортивный ножевой бой.

Правила и экипировка бойцов

Спортивный ножевой поединок главным образом отличается от кровавых боёв – отсутствием стального ножа с заточенным клинком. Есть некоторые люди, которые работают только настоящими клинками, но это очень опасно и мало правдоподобно.

В живую таких схваток, почему-то никто не видел, такие бои проводятся в строжайшей тайне. А трупы учеников закапывают наверное за баней. Тут только посмеяться можно, ну да ладно, вернёмся к снаряжению. В спортивном бою используют муляж ножа.
Материалы его изготовления могут быть самыми разными. В славяно-горицкой борьбе к примеру, использовали имитации ножа из закруглённых рессор, для отработки ударов по палкам и столбам. Для работы с человеком муляж изготавливают из дерева.

Чуть позже, стали появляться хорошие имитации из гибкого пластика. У некоторых школ встречаются гибкие изделия из резины. Защитное снаряжение зависит от правил боя и зон поражения.

В основном предплечья защищают пластиковыми или кожаными наручами.

Многие школы ножевого боя применяю защитные перчатки. Ими могут быть тактические из магазина с пластиковой защитой костяшек. А можно на обычные перчатки нашить дополнительную защиту из старого кожаного ремня.

Если по правилам нельзя бить в голову, то она вообще ничем не прикрывается. Некоторые применяют очки для сварки от случайного тычка в глаз. Иногда используется шлем для головы, когда по правилам разрешены удары выше пояса.

Бои на ножах.

Иллюзия крутизны

Спортивный бой подразумевает большое количество спаррингов. Схватка происходит на реальных скоростях, где спортсмены отрабатывают свои движения в момент максимального стресса. Но тут человек знает, что нож не боевое оружие.

Вот в этом и кроется вся загвоздка.

В реальных условиях даже самый крутой мастер может встать в ступор.

Здесь реальная кровь и раны. И следует учитывать, что самооборона с помощью ножа будет против вас в суде. Так что все моменты очень спорны.

Иногда может быть лучше воспользоваться газовым баллончиком, нежели клинком для самообороны.

Кусаригама

Кусаригама (кусарикама) — это традиционное японское оружие, состоящее из серпа(кама) и цепи(кусари), которая соединяет его с ударным грузом(фундо). Место крепления цепи к серпу варьируется от конца его рукояти до основания лезвия камы.

Искусство владения кусаригама (кусаригама-дзуцу) входит в традиции кобудо (японское боевое искусство владения холодным оружием). Кусаригама сочетает в себе сразу несколько видов оружия: колюще-режущее, метательное и ударно-дробящее.

Кусаригама принято считать средневековым изобретением ниндзя, прототипом которого был обычный сельскохозяйственный серп, которым крестьяне собирали урожай, а солдаты во время походов прорубали себе путь сквозь высокую траву и другую растительность. Есть мнение, что появление кусаригама обуславливалось необходимостью маскировать оружие под не вызывающие подозрений предметы, в данном случае сельскохозяйственное орудие.

Разделяют два типа кусарикама: фермерский и воинский. У первого в составе серпа короткое лезвие, напоминающее изогнутый птичий клюв, лезвие второго же — это скорее небольшой меч. Оба крепятся к рукояти из твердых пород дерева. Фермерский тип кусарикама не имеет такой же дальности броска, что воинский, и менее эффективен в ближнем бою.

Этот вид комбинированного оружия является двусторонним. Одной из техник его применения было метание в противника грузила или запутывание его цепью с последующим нападением серпом. Или же можно использовать другой способ, где метание производится непосредственно камой, которая возвращается при помощи цепи.

Виды кусаригама варьируются в зависимости от школ, которые его используют. Наиболее успешной в кусаригама-дзуцу считается школа Иссин-рю, по одним предположениям, основанная Нэн Ами Дзионом в 14 или 15 веке, по другим же Тан Иссином в 17. Традиции Иссин-рю содержат учение о том, что кусаригама было изобретено Нэн Ами Дзионом после того, как во сне ему привиделось божество, державшее в одной руке серп, а в другой металлическое грузило. Кусаригама этой школы выделяется среди других своим дизайном: очень длинная цепь и прямое лезвие, заточенное с двух сторон, тогда как обычно оно острое лишь со внутренней части серпа. Так же кусаригама школы Иссин-рю имеет металлическую гарду для защиты рук.

Помимо классических элементов кусаригама может иметь и довольно экзотические дополнения, например, змею или взрывчатое вещество. Так разновидность с прикрепленными вместо грузика пакетами или баночками, содержащими в себе взрывчатый порошок, или горящими петардами носит название бакухацу-гама(взрывной серп). При нанесении удара противнику, соприкасаясь с ним или его оружием, пакет взрывался, заставляя того потерять ориентацию из-за громкого звука от взрыва или дыма, закрывающего обзор. Дезориентированного противника было проще атаковать и одержать над ним молниеносную победу. А некоторые изощренные воины начиняли сосуд ядом мгновенного действия, парализующим или убивающим противника при ударе. Но, пожалуй, самым необычным является мамуси-гама (змеиный серп), в котором вместо грузила используется живая ядовитая змея — японский щитомордник мамуси, которая при обматывании цепью кусает противника, впрыскивая в него яд, и позволяя атакующему уловить момент для нападения серпом, пока жертва пытается освободиться от гада. И еще один из видов кусаригама – это каен-кусаригама, грузик которого обернут горящей тканью, либо заменен на небольшой факел.

Многие воины считали использование кусаригама нечестным из-за его комбинированности и универсальности. Вполне возможно, что не самое широкое его распространение было обусловлено очень долгим сроком овладения искусства боя с помощью кусаригама.

Анастасия Мальцева

2. Какутэ

Боевое кольцо или какутэ — несмертельный вид японского оружия, которое состоит из небольшого обруча, охватывающего палец, и наклёпанных/наваренных шипов (обычно от одного до трёх).

Воин обычно носил одно или два кольца — одно на среднем или указательном пальце, а другое на большом. Чаще всего кольца носили шипами внутрь и использовали в тех случаях, когда требовалось захватить и удержать человека, но не убить его и не нанести глубоких повреждений. Однако, если какутэ поворачивали шипами наружу, то они превращались в зубчатые кастеты.

Цель какутэ состояла в том, чтобы подчинить врага, а не убить его. Особую популярность эти боевые кольца пользовались у куноити — женщин-ниндзя. Они использовали какутэ, покрытые ядом, для быстрых, фатальных нападений.

Кусаригама – оружие японских ниндзя

Изготовление любого вида оружия преследует определенную цель, оборонительную, наступательную или такое которое доставляет большие страдания противнику. К одному из таких видов принадлежит кусари-кама или кусаригама оружие, которое являлось традиционным для средневековой Японии, страны восходящего солнца. Появление этого приспособления причисляют к японским ниндзя, хотя это может быть и правдой.

Его очень легко было маскировать, если отцепить цепь от серпа, он сойдет за сельскохозяйственный инструмент, поэтому потеряться среди толпы народа было легко. Тем более в те времена царил хаос и войны, а для выполнения тайных миссий кусаригама было более подходящее приспособление в отличие от меча, который тяжело спрятать.

Пользование оружием

Использование техники управления кусаригамой позволяло:

  • наносить врагу удары грузом-фундо;
  • спутать цепью;
  • затем атаковать серпом.

Также производили метательные действия самим серпом и возвращали его при помощи цепи. Часто приходилось использовать кусаригаму при оборонах крепостей. Обучение владению довольно долгий и сложный процесс, но хорошая боевая универсальность оружия компенсирует затраты времени. Им можно наносить:

  1. Режущие.
  2. Колющие.
  3. Дробящие.
  4. Метательные действия.

Существуют даже искусства по ведению боев с помощью данного приспособления:

  • кусаригамадзюцу;
  • кобудо;
  • кукисиндэн-рю;
  • хаппо-хикэн-дзю.

Например, кобудо является традиционным окинавским боевым искусством работы с холодным оружием. В роду Куки мелких феодалов знание боев кукисиндэн-рю и хаппо-хикэн-дзю переходили из поколения в поколение. Технику школы относят к самурайскому стилю Катори Синто-рю, Касима Синто-рю.

Боевое искусство кукисиндэн-рю считают непричастной к ниндзя, так как в технике боя используют тяжелые самурайские доспехи – ерои.

Существовало много вариантов этого оружия, от небольшого размера до внушительного.

Их легко разбирать и переносить, поэтому каждым владельцем создавались свои модели. Так к набалдашнику, прикрепляли приспособления, которые:

  1. Взрывались.
  2. Горели.
  3. Или ослепляли.

Еще были совсем большие модели – это о-гама, а у каен-кусаригама груз обматывали тканью, которую затем поджигали или заменяли на небольшой факел.

Что достигалось при помощи кусаригам

Хорошо натренированным воинам при наличии грамотного обращения с кусаригамами позволялось соединять технику приемов ближнего и дальнего боя. Защититься от таких непредсказуемых двунаправленных вооружений на практике оказывалось задачей непростой. Мастерски владеющие кусаригамами воины могли успешно биться с самыми серьезными соперниками.

При помощи грузила неприятеля:

  • Обезоруживали;
  • Ошеломляли;
  • Травмировали;
  • Дезориентировали;
  • Обездвиживали и пр.

Серпами отражали удары, а также добивали неприятеля. Порой серп метали, после чего возвращали с помощью цепи. Главным недостатком этого оружия была потребность в большом открытом пространстве для свободного раскачивания тяжелой цепи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий