Абордажная сабля – история одного шедевра

Надир-шах и КГБ

За стеклами витрин – шедевры искусства и свидетельства истории. Кинжалы, кубки, вазы. Вот ваза, подаренная Сталину на юбилей. С портретом вождя из слоновой кости. Ее сделал знаменитый мастер- гравировщик Гаджибмахмуд Магомедов. После смерти Сталина стали развенчивать его культ, и ваза почему-то оказалась чуть ли не на помойке. По легенде, ее забрали обратно на комбинат кубачинские мастера со словами: “Для вас культ, а для нас – смысл жизни”.

Вот хрустальный рог, подаренный Брежневу. С ним связана еще одна история. После смерти Леонида Ильича он тоже вернулся сюда.

Комиссия МВД стала проверять комбинат, увидела дорогущий подарок и хотела конфисковать как улику. Но пока членов комиссии поили коньяком, быстренько сделали дешевую стеклянную копию…

Работы здешних мастеров дарились Путину, Медведеву и Патриарху Кириллу.

Но самая извилистая и громкая история у другого экспоната музея – сабля Надир-Шаха. В старину легендарный клинок этого грозного завоевателя был отбит в бою и оказался у кубачинцев. Дамасская сталь, особая рукоять в форме головы дикой кошки, выгравированные изречения, особые зазубрины, позволявшие владельцу в бою вырывать у соперника куски мяса… Сабля бесценна. Историки затрудняются назвать ее денежную стоимость.

А вот арабский коллекционер в 1993 году давал за похищение этой сабли начальнику Дахадаевского райотдела КГБ миллион долларов. Тот нанял исполнителей. Они ночью ворвались на предприятие, убили одного сторожа и тяжело ранили второго. Разбили стекла витрин  и забрали саблю. Попутно побросали в мешок десятки других экспонатов музея. И по горному серпантину помчались вниз.

В Баку их уже ждал самолет, чтобы лететь в Турцию. Но Аллах помог кубачинцам: у “газика” грабителей заглох двигатель. А раненый сторож пришел в сознание и поднял тревогу… По легенде, толпа кубачинцев линчевала преступников на месте. Но это всего лишь легенда…

Бесценная сабля вновь за стеклом, а на вопрос о том, есть ли гарантия, что попытки похитить сокровища не повторятся, на комбинате лишь разводят руками.

Фехтование саблей.

Польская школа сабельного фехтования появилась практически одновременно с повсеместным распространением сабли на территории Речи Посполитой и через некоторое время заслужила репутацию одной из самых сильных в Европе. Дело дошло до того, что в XVIII в. даже турки всерьез утверждали, что исторической родиной сабли является… именно Польша — так велика была слава польских рубак.

В XVII в. появился уже вполне специфический стиль фехтования на саблях, о чем свидетельствует тогдашняя поговорка: «Венгерец бьет наотмашь, московит — сверху вниз, турчин — к себе, а поляк «на крыж» машет своей саблей». В словосочетании «на крыж» как раз и заключалось своеобразие польского способа сабельного боя.

Этот способ боя получил в Польше наименование «sztuka krzyzowa», поскольку во время фехтования клинки сабель, пересекаясь друг с другом во время парирований ударов, как бы образовывали крест, то есть пересекались под прямым углом. Так как рукояти кара-бел или гусарских сабель не обладали развитыми гардами, как, например, шпаги, поляки применяли так называемые dlugi zaslony (длинные защиты) — переворачивали саблю клинком книзу, чтобы вражеское оружие при соскальзывании не попало по незащищенной кисти.

Для чего сегодня применяется

Как мы уже разобрались, на сегодняшний день тесак получил более широкое распространение и относится к тактическим ножам, максимально универсальным, цель применения которых на практике сводится к использованию одного орудия и в качестве инструмента, и в качестве оружия (если стоит необходимость в обороне или нападении). В этом они значительно выигрывают у кинжалов (тоже крупных боевых ножей), т.к. функциональные возможности последних сводятся только к тому, чтобы ранить или убить противника.

Тесак холодное оружие, которое очень часто используют в своей деятельности профессиональные военные или полицейские для выполнения задач, которые не грозят покушением на жизнь, а необходимы в опасных ситуациях, например:

  • оборудовать укрытие или обустроить позицию для стрельбы. В данном случае тесак поможет устранить ветки, корни деревьев, убрать навесы, занавески и другие предметы, загораживающие обзор;
  • выполнить освобождение в экстремальной обстановке. Такие ситуации случаются довольно часто: можно запутаться в веревках, спускаясь по стене здания, бывает – нужно перерубить ремни безопасности в автомобиле;
  • для десантных войск часто необходим тесак для срезания парашютных строп, а также ремней, которыми закреплены сброшенные контейнеры с вещами;
  • обеспечить себя всем необходимым в полевых условиях. Здесь с помощью таких ножей решается масса задач и всех их – не перечислить. Тесак станет крайне необходимым для того, чтобы приготовить пищу: поможет нарубить веток для костра, разделать пойманного зверя, открыть банку с консервами. Кроме того, нарезать сена или лозы и соорудить удобную «постель» для ночлега – с тесаком не составит проблем;
  • устранить препятствия. На пути отрядов специального назначения очень часто возникают препятствия, которых не было или которые не были замечены во время предварительной разведки. Для устранения их часто нужны лом, молоток и разные другие инструменты. Безусловно, ни один нож не способен идеально и качественно справиться со всеми задачами, но в большинстве случаев тесак спасает, выполняя функции многих инструментов;
  • разрезать рыболовную сеть. Знаете, кто главный враг водолаза? – Это рыболовные сети, в которых проще всего запутаться и слишком сложно, даже практически невозможно, освободиться самостоятельно. Сделать это можно только при помощи надежного тактического ножа, который справится с такой задачей в считанные секунды, даже под водой. Поэтому в военно-морских отрядах спецподразделений тесак считается крайне необходимым и признан жизненно важным;
  • освободиться от наручников. В данном случае речь идет не о металлических наручниках, а о современных пластмассовых (их еще называют «одноразовые» — сегодня есть и такие). Освободиться от них можно при помощи «кусачек», но их, как правило, с собой никто не носит (это такой себе – домашний инструмент). Заменить их поможет тесак, особенно, если у него клинок имеет искривленную форму. Единственный минус – повышенная опасность пораниться, причем и освободителю, и освобожденному.

Половина перечисленных примеров показывает, что такой нож незаменим и в других направлениях деятельности, например, как охотничий или для туристических целей.

Из чего состоит палаш

Это рубяще-колющее оружие с прямым клинком. Как и другое холодное оружие, палаш состоит из клинка и рукояти. Клинок имеет слабый изгиб или абсолютно прямой, сужающийся к острию, может иметь 1-3 дола. Заточка чаше всего с одной стороны, но встречалась и полуторная и реже двухсторонняя заточка.

Рукоятка для удержания, как правило, имела чуть загнутую форму с развитым навершием, это делалось для удобства рубки. Для отделки использовались различные породы дерева или металл, зачастую рукоять обвивалась проволокой из драгоценных металлов – серебра или золота. Рукоять строевых образцов просто обтягивалась кожей.

Интересную отделку имел шотландский палаш, его крестовина и гарда оббивалась красной тканью.

Рукоять палаша состоит из следующих частей:

  • навершие (часто называемое «яблоко»), завершающая часть рукоятки, оканчивающаяся миндалевидной или круглой металлической деталью;
  • киллон крестовины задней части, расположенный ближе всего к бойцу, представляющий собой изогнутую металлическую деталь, идущую, как правило, вверх;
  • непосредственно крестовина, разделяющая клинок и рукоятку;
  • кольца гарды, или иначе крестовины, защищающей руку бойца, расположенные ниже крестовины, присутствуют не на всех типах данного оружия;
  • киллон крестовины в передней части.

Металл для клинка палашей может существенно отличаться. Так, массовые армейские палаши изготавливались из качественной, но обычной стали. Часто, после больших сражений местные крестьяне собирали их и перековывали на сельскохозяйственные инструменты.

Индивидуальные заказные палаши ковались из дамасской или булатной стали. Соответственно, цены на разные типы палашей разительно отличались друг от друга.

Русская сабля времён Киевской Руси

На землях Киевской Руси сабли использовались наряду с мечами. Если мечи являлись главенствующими в северных регионах, то сабли активно использовались русскими воинами в южных районах, на которые часто нападали степные кочевники. Конечно, меч или топор — отличное (и традиционное) оружие русских витязей, но в битвах с лёгкой степной конницей, вооружённой саблями и облачённой в лёгкие кожаные доспехи, это русское оружие было малоэффективно.

Сабли на Руси 9-12 веков были достаточно массивными и обладали кривой рукояткой. Часто к ней крепился темляк, для чего в рукоятке было предусмотрено отверстие.

«Танец» по приказу

Балет «Гаянэ» был уже завершённым спектаклем, когда Хачатурян оказался перед необходимостью дополнить его ещё одним номером. «Танец с саблями» не планировали ни либреттист, ни Хачатурян, ни балетмейстер, поэтому они работали над фрагментом без особого энтузиазма. Именно вокруг этого произведения строится повествование в фильме Юсупа Разыкова.

«Я предложил показать историю создания «Танца с саблями» — короткий промежуток времени из жизни Хачатуряна, в который мы попытались вместить те проблемы и явления, которые окружали композитора

Последнее было особенно важно, в частности, для того, чтобы ответить на главный вопрос: что должен пережить художник (в данном случае — композитор), чтобы за восемь часов создать такое выдающееся произведение?» — рассказал Разыков

Также по теме


Фильм ужасов по братьям Гримм и новые приключения Тора: что смотреть в кино в первые дни февраля

30 января в российский прокат выходит военная драма «1917» британца Сэма Мендеса — один из фаворитов наградного сезона, уже получивший…

Если основной конфликт в ленте был понятен сразу, то разработка всего сценария заняла в общей сложности пять лет — во многом из-за того, что Разыков стремился максимально точно воссоздать обстоятельства, в которых находился Хачатурян в показанный промежуток времени (при этом режиссёр отмечает, что некоторые сцены всё-таки были выдуманы). Также было необходимо учесть своеобразие композитора как личности и его роль в культурном пространстве Советского Союза.

К моменту событий, о которых идёт речь в фильме, Хачатурян стал уже довольно известным в СССР композитором. На слуху были его сочинения для драматических спектаклей, например музыка к «Валенсианской вдове» Лопе де Веги и «Маскараду» Михаила Лермонтова (отдельно стоит вспомнить размашистую мелодию вальса из сюиты к «Маскараду»). Не менее популярными оказались и симфонические произведения композитора — концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки.

К началу 1940-х годов Хачатурян успел зарекомендовать себя и в качестве автора музыки к фильмам, в числе которых можно выделить «Пэпо» и «Зангезур».

В работе над сценарием Разыков консультировался с сотрудниками Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и Театра оперы и балета имени А. Спендиарова. Кроме того, кинематографист общался с сыном композитора Кареном Хачатуряном.

новое видео

Разыков также помогал войти в образ исполнителю главной роли Амбарцуму Кабаняну. Работая над амплуа композитора, артист в основном ориентировался на видение постановщика. По словам Кабаняна, играть Хачатуряна было заведомо непростой задачей, хотя обстоятельства жизни композитора понятны актёру.

«Я родился в Абхазии и, можно сказать, пережил войну 1991 года. Я знаю, что такое свист пуль над головой, знаю, что такое сидеть дома у дедушки и слышать очередь автомата… Когда мы снимали картину, мне это было очень близко. Мне многое было понятно, и не нужно было долго говорить об обстоятельствах, в которых находился ­­­сам Арам», — рассказал в беседе с RT Кабанян.

При подготовке к роли актёр изучал архивы и дневники, а также посещал уроки игры на фортепиано, однако кадры, на которых он играет на клавишных, не вошли в окончательную версию фильма. Тем не менее в ленте есть фрагмент с игрой на виолончели, за который, как признался Кабанян, ему «безумно стыдно».

Впрочем, подобные нюансы не испортили впечатления от игры Кабаняна у сына композитора Карена, а также у сотрудников Дома-музея Арама Хачатуряна в Ереване и у музыкантов.

«Мне было приятно, что у него (Карена Хачатуряна. — RT) не было претензий к характеру Арама, и для меня это был, конечно, комплимент… Прекрасные люди из музея Арама Ильича, который в Ереване, музыканты, сказали, что я смог передать именно внутреннее состояние и переживания композитора, нежели внешние какие-то картинки. Мне кажется, это самый высший комплимент и похвала, которая может существовать для артиста», — признался Кабанян.

  • Кадр со съёмок фильма «Танец с саблями»

Не оставил без внимания режиссёр и природу Армении: пейзажи вплетены во фрагменты фильма, повествующие о детстве композитора. Кроме того, как это часто бывает в искусстве, они символизируют состояние художника.

«Танец с саблями» уже был представлен на нескольких кинофорумах, в том числе на фестивале «Окно в Европу» и на Международном фестивале музыки и кино в Корее. Мировая премьера фильма состоялась в Шанхае.

Коллекция Бременского кунстхалле

Винсент Ван Гог. Звёздная ночь — Музей архитектуры им. Щусева

Дюрер, Рембрандт, Ван Гог — больше 1700 произведений великих мастеров из собрания Бременского кунстхалле спрятали во время войны в подвалах замка Карнцов. Когда в мае 1945 года советские войска вошли во владения графов Кенигсмарков, то обнаружили папки с графикой и ящики с картинами.

Капитану Виктору Балдину удалось значительную часть спасти от мародерства и перевезти в Москву. В 1947 году коллекция обосновалась в столичном Музее архитектуры, а с 1991-го — в Эрмитаже. Тогда же мир узнал, что Бременская коллекция хранится в России. Теперь она носит имя человека, который спас ее от уничтожения — Виктора Балдина.

Шашка казачья низших чинов (1881 года)

Солдатская шашка имела суммарную длину 102 см. Клинок ее стандартно изменялся в 87 см, а его ширина равнялась 3,3 см. При этом вес оружия составлял 800 г. Рукоять имела прямую форму с резким изгибом на конце. Она была выполнена из дерева и имела глубокие наклонные желобки. Отверстие темляна по технологическим причинам было смещено вниз к упору.

Ножны не имели крепления для штыка. Он не предусматривался к казачьим карабинам. Однако некоторым полкам были выданы в то время ножны с закрытой колодкой для штыка. К 1889 году во всех низших чинах были выданы шашки азиатского типа. Это образцовое орудие именуется как шашка казачья, оригинал 1881 года.

Городу две тысячи лет

Основным поводом для нашего приезда в Дагестан было празднование юбилея Дербента. «Узел ворот», по-персидски. За неделю мы дважды были в городе. Первый раз была экскурсия по крепости Нарын-Кала. За три дня до праздника еще вовсю шла подготовка – расширялась ведущая к Дербенту трасса Ростов-Баку (для федеральной трассы просто неприлично иметь двухполоску), красились бордюры и обновлялись фасады. На трассе появлялись все новые баннеры с портретами Владимира Путина и Рамазана Абдулатипова. В самой крепости укладывался рулонный газон, бордюрный камень подводился капельный полив. Немного, на мой взгляд, перестарались со стенами крепости – они оказались лишенными налета старины и приобрели неестественно свежий, «новодельный» вид. Но сам город заметно преобразился.

«Все успеем сделать – успокаивал нас экскурсовод. – На этом месте, где вы сейчас стоите, девять лет назад стоял Владимир Владимирович. Он поразился древности и богатой истории Дербента и дал указание помочь с реставрацией, перевести объект в федеральную собственность. Фактически за полгода начали готовиться к юбилею. Надеялись же, что нам разрешат отметить 5-тысячелетие города. Но московские ученые убедили, что 5 тысяч лет назад здесь был не город, а поселение, которое потом исчезло. И вышел Указ президента о праздновании 2-тысячелетия, были выделены средства…».

То, что крепость Нарын-Кала сохранилась в достойном виде, действительно, чудо. В смутные годы историческое наследие никем не охранялось, и известняковая кладка разных эпох повсеместно становилась стройматериалом для нового жилья. Именно так были разобраны еще два архитектурных памятника – Дербентские стены и «Великая Кавказская стена» Даг-Бары.

Даг-Бары строили 140 лет. Общий объем кладки вместе с крепостью превышал объем пирамиды Хеопса в семь раз. Старожилы Дербента помнят, как еще на их веку куски стены массово продавались под разборку. Та же участь в начале XX века постигла и стоявший внутри цитадели великолепный ханский дворец. О неприступности Нарын-Кала сложены легенды: однажды арабы – захватчики пошли на хитрость. Захватили пастуха и заставили его показать родник, который питал крепость. А потом отравили воду в подземных цистернах кровью овец и содержимым их желудков. Начались отравления, и защитники крепости вынуждены были ее сдать.

«Я проводил недавно экскурсию для арабских студентов и рассказал им эту печальную историю. Сказал им, чтобы больше так не делали. Им стало стыдно, и они пообещали», – с улыбкой говорит экскурсовод.

Но были и примеры трусости: так, западный выход назывался «воротами позора». Якобы, через него убегал правитель с гаремом, когда защищаться не хватало мужества.

Подземные ханские бани  – еще одно чудо Нарын-Калы. Одна из них – баня 17 века – функционирует до сих пор. В другой устроен музей культуры и быта. Есть легенда, что подобные бани отапливались одной свечкой. Легенда возникла не на пустом месте, так как бани, в основном, строили в местах выхода природного газа. Сам выход оформляли в виду каменной свечки. Рядом с баней находилась топка, уровень которой был ниже уровня самой бани. В чанах топки нагревалась вода, которая подавалась по керамическим трубам под каменный пол бани. Освещались бани естественным образом через отверстия в куполах. Когда в бане мылись женщины, мужчинам было запрещено даже смотреть в ту сторону. Виновным выкалывали глаз или бросали в зиндан – каменную тюрьму. Это была дорога в один конец. Узников не кормили и не поили.

Раскопки в Нарын-Кале будут продолжены и после юбилея. Ученых ждет еще немало открытий. Многие здешние тайны еще не разгаданы. Сдается мне, сюрпризы ученым еще преподнесет крестово-купольная церковь пятого века, позже переделанная в храм огнепоклонников и мечеть…

Грузинские сабли (16 — 17 вв.).


0 В их монтировке широко применялась чеканная медь, гравированное или гладкое серебро — орнамент растительно-стилизованный, преимущественно состоящий из виноградных гроздьев. В 18 — 19 в. ножны грузинского боевого оружия — сабель, шашек, кинжалов — обычно оклеивались кожей или сафьяном, иногда бархатом. Некоторые грузинские сабли, 17 — 18 в. имели скорее парадное предназначение, нежели боевое. Рукояти этих сабель с замкнутой полукруглой головкой имели очень сильный наклон назад, и действовать ими при таком наклоне было неудобно. На ножнах такого оружия прикреплялась колоколобразная юбка из сафьяна или обтянутая бархатом. Прибор обычно делался из прорезного и чеканного серебра, иногда с позолотой.

Казачьи сабли 15-18 веков

Наилучшей считалась персидская сабля шамшир, которая часто изготавливалась из дамасской или булатной стали. Такую саблю могли себе позволить лишь богатые казаки, да и те чаще всего брали их в бою. Ещё очень ценной саблей считалась так называемая «Адамашка». Данным словом назывались все кривые восточные сабли, изготовленные из дамасской стали.

Если не считать шамшир, то большая часть казацких сабель того времени была предназначена для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Большинство рукояток сабель украшались изображениями зверей или птиц, которые служили своеобразным оберегом для воина.

Материалы

Клинок представленной разновидности оружия был «куклой» из стали. Для изготовления эфеса применялись самые разные материалы. Заднее кольцо выполнялось из меди с позолотой. Этот элемент имел овальную форму. Вверху его находилась прорезь для дужки. Переднее кольцо также медное, позолоченное.

Гайка, расположенная внутри эфеса, может быть стальной, медной или железной. Она навинчивается на хвост клинка очень плотно.

Головка рукояти медная с позолотой. Имеет вид венчика. Из этого же материала сделана дужка.

Кольцо, защемленное между эфесом и задним сечением пятки, сделано из кожи. Казацкое оружие тех времен выполнялось из перечисленных материалов как для солдат, так и для офицеров.

Этимология

Слово cutlass возникло из английской вариации coutelas в XVII веке, французского слова XVI века, обозначающего лезвие , похожее на мачете (в современном французском языке для «ножа», в общем, является «couteau»; слово часто пишется как «cuttoe»). “на английском языке 17-18 веков). Французское слово само по себе является искажением итальянского coltellaccio или cortelazo , что означает «большой нож», короткая сабля с широким лезвием, популярная в Италии в 16 веке. Слово происходит от coltello , «нож», в конечном итоге от латинского cultellus, означающего «маленький нож».

В англоязычных странах Карибского бассейна слово «сабля» используется как слово для обозначения мачете .

Сабля в современных условиях

Глядя на то, как фехтуют сегодня спортсмены на саблях во время чемпионата мира, становится понятным, почему это оружие было столь долгое время таким популярным. Техника фехтования этим оружием наглядно демонстрирует тактику ведения боя. Вместо острых выпадов и уколов, противники должны нанести друг другу как можно больше точных рубящих ударов. Соответственным образом применяли саблю и на поле боя. Острым и изогнутым клинком можно было сразить любого противника, нанеся ему смертельно опасные раны.

Мощь, высокая убойная сила и легкость в применении сделали саблю практически идеальным холодным оружием. Пройдет еще много времени, пока сабля окончательно превратиться в музейный экспонат. Однако любовь человека к холодному оружию и тяга к фехтованию обещают сабле долгое и безоблачное будущее.

1. История

Своим появлением это оружие обязано суровой необходимости: в корабельной тесноте орудовать длинным клинком было неудобно. Пираты якобы укорачивали клинок и успешно действовали компактным орудием. Возможно, кто-то именно так и делал — но все же логично предположить, что авторами новинки были профессиональные военные моряки.

Армия и флот во все времена гораздо быстрее реагировали на изменения условий боя и на прогресс  оружия, которое можно было в них использовать  с максимальным эффектом. Поэтому более вероятно, что абордажная сабля появилась сперва в арсенале военных моряков, а уж потом перекочевала к пиратам. Кстати, в пользу этого утверждения говорит и то, что большинство найденных археологами сабель имеют более-менее единообразную  форму и ширину клинка. Следовательно, изготавливались они по определенному стандарту, а не делались из подобранных где попало клинков.

Первые упоминания об этом оружии относятся ко второй половине XVII века, и оно успешно существовало почти до наших дней. Такая «живучесть» абордажной сабли объясняется тем, что она являлась идеальным оружием для ведения боя в тесноте и не нуждалась в замене. Широкий клинок оставлял при ударе страшные раны, быстро воспалявшиеся во влажном морском климате. При тогдашнем уровне развития медицины они в большинстве случаев приводили к смерти.

Неудивительно, что этот массивный и тяжелый клинок стремительно набрал популярность среди морских разбойников. К тому же, научиться обращению с ним было очень  легко. Никаких туше, мулине и прочих мудреных фехтовальных премудростей при абордаже не требовалось. Нужны были быстрота и натиск, и этим качествам абордажная сабля соответствовала полностью.

Есть и еще одна версия ее происхождения: «прародителем» сабли стал морской кортик, получивший удлиненный и расширенный клинок, а также гарду, защищавшую пальцы от удара. Ею же можно было, как кастетом, нанести дробящий удар в лицо противника.

Киргизские сабли.

0 Наиболее древними из сохранившихся образцов оружия являются киргизские сабли, узкие, длинные, со штыкообразными концами, приспособленные для прокалывания сквозь кольца кольчуги. Рукояти этих сабель с очень короткой крестовиной оклеиваются обычно кожей акулы; тем же материалом оклеиваются ножны с левой стороны, правая сторона же оклеивается берестой. Оправа головок рукоятей и обоймиц на ножнах чаще всего серебряная с гравированным или черневым орнаментом. В Средней Азии существовала национальная форма сабель с узким клинком небольшого изгиба и простой рукоятью, имеющей очень маленькую прямую крестовину и большую головку, немного отклоненную назад. Ножны деревянные, с характерными обоймицами и наконечником. Устье отсутствует. Эти сабли получили особенно большое распространение в Киргизии, поэтому их обычно и называют киргизскими. В Средней Азии повсеместно распространены и сабли типа иранских «шамшеров». Обычно они получают конструктивную или декоративную доделку — своеобразный кожаный чехол на всю рукоять, что позволяет крепче держать такую саблю в руке. Отличаются эти сабли от собственно иранских и между собой главным образом художественным орнаментом, выполненным на их приборе путем гравировки, чеканки, тиснения, эмали, черни, позолоты, насечки в сочетании с цветными камнями и бирюзой.

Устройство сабли

Оружие имело изогнутый широкий клинок длиной 60-70 см. Ширина клинка достигала 4-5 см. Долы отсутствовали. Заточка клинка была на внешней стороне лезвия, но попадаются варианты и с полуторной. Нанести колюще-вспарывающий удар таким изделием очень удобно.

Абордажная сабля.

Как рассказывают историки, такой саблей было очень удобно делать и морские дела. Разрубить канат или корабельные снасти, было довольно легко. Рукоять была массивной и часто обтягивалась кожей, для лучшего хвата. По слухам бравые пираты использовали для этого кожу молодых акул.

Сабля была чисто морским инструментом, каких-либо украшений она не имела. Она была боевым, функциональным оружием, которому дополнительный блеск просто не нужен.

Европейский вариант имел полноценную гарду с дужкой или с несколькими дужками. Рукоять была овального типа. На затыльнике имелось отверстие для темляка. Имелась сильно выраженная елмань, клинок довольно сильно изогнут, и при этом было развитое острие.

Катласс и скаллоп

Как таковой разницы между абордажным палашом и абордажной саблей практически никакой. Изгиб клинка небольшой и сохранялась возможность к колющему удару. Но общая направленность оружия – рубить. Оружие катласс, по своей сути абордажный тесак.
Предназначение у него действительно примитивное, только рубить. А фехтовать им, также просто и без пафоса. Можно сравнить с простым ударом кулака в челюсть. А оружие скаллоп, в принципе тот же тесак, только с развитой гардой и оформленной в виде створок раковины. Ещё его называют – дузегги.

Абордажная сабля катласс и скаллоп.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий