Изготовление меча: описание технологии и материалы

Использование[править | править код]

Одати

, которые использовались как оружие, были слишком велики для самураев, чтобы носить их подобно обычным мечам. Существовало два способа ношения.

  • За спиной. Это было непрактично, потому что было невозможно достаточно быстро выхватить меч.
  • Другой метод был проще — ношение меча в руке. В эпоху Муромати было принято, чтобы за самураем следовал оруженосец, который в нужный момент помогал вытащить одати из ножен.

Стили фехтования с одати

обращали большее внимание на нисходящие режущие удары и прочный хват оружия. Одати

Одати

полностью вышли из употребления как оружие после войны Осака-Нацуно-Дзин 1615 года (битва между Токугава Иэясу и Тоётоми Хидэёри — сыном Тоётоми Хидэёси).

Искусство боя

Примечательно, что полуторные мечи 15 века, вне зависимости от места их производства, использовались согласно канонам всего двух школ фехтования – итальянской и немецкой. Секреты владения грозным оружием передавались из уст в уста, но некоторые сведения сохранились и в манускриптах. Например, в Италии пользовалось популярностью учение мастера Филлипо Вадиса.

Больше гениев искусства боя оставила Германия. В ней было написано большинство книг по этому предмету. Такие мастера, как Ханс Тальхофер, Зигмунд Рингэкк, Аулус Кал, стали авторами распространенных пособий о том, как нужно использовать полуторный меч. Для чего он нужен и как им пользоваться, знали и простые горожане, пусть даже в самых простых представлениях. В то время оружие нужно было всем, потому что только с ним можно было чувствовать себя спокойно в повседневности, когда нападения грабителей и других лихих людей были привычной нормой.

Как ковать клинок своими руками?


Для получения нужной толщины, выровнять плоскость клинка, двигая его взад-вперед по кругу. Ковка подразумевает формирование металлического изделия путем нанесения ударов по раскаленному материалу, который из-за воздействия высокой температуры становится пластичным и мягким. Чтобы сделать меч способом ковки, потребуются:

  • сталь низкоуглеродистая (пруток или полоса);
  • молоток;
  • наковальня и горн.

Если ковать начинают из прутка, то первым шагом будет проковывание его в квадрат или прямоугольник по всей длине. Затем из этой заготовки разгоняют полосу, толщина которой соответствует толщине задуманного изделия плюс излишки, которые будут удалены в процессе дальнейшей обработки.


Припуск вдоль обуха стачивается вместе с завалами и выравнивается о боковую поверхность круга. От конца полосы отступают расстояние, которое будет немного меньше требуемой длины рукоятки, учитывая, что при утончении этой части она удлинится. Разогревают заготовку до красного света металла и производят перебивку хвостовика. Для этого на нужном расстоянии на кромке наковальни или на подкладном инструменте острым концом молотка формируют «ступеньку» — плечи тела клинка. Более тонкая часть и называется хвостовиком. Хвостовик оттянуть на конус.

Телу клинка придают нужный контур. Спуски от середины к кромкам можно сформировать на наждаке или выковать, нанося удары под строго определенным углом от краев к центру полосы. Сохранять постоянное положение молота при ковке поможет прижатый к туловищу локоть ковщика. Так удары будут наноситься строго вертикально, а наклон бойка к плоскости наковальни контролируют, фиксируя кисть в определенном положении. Долы на клинке традиционно выковывают, применяя шаблон.

Частицы окалины, оставаясь на металле, делают его поверхность неровной, покрытой вмятинами разной глубины. Для удаления окалины в процессе ковки молоток и наковальню периодически смачивают водой.


Низ клинка сатинируется по всей длине, затем обрабатывается поперечная линия пяты.

После окончательной отделки клинка его отжигают для устранения внутренних напряжений: нагревают до красного цвета и оставляют остывать в горне. Затем приступают к закалке:

  1. Клинок нагревают до едва заметного красного свечения максимально равномерно и медленно. Поток воздуха от дутья не должен попадать на изделие. При закалочной температуре его выдерживают некоторое время, которое вычисляют по коэффициенту 0,2 от времени на нагрев.
  2. Для быстрого охлаждения разогретого клинка нужен большой объем холодной воды. В емкость его погружают вертикально или под углом полностью.
  3. Участок клинка зачищают до блеска и клинок снова помещают в горн для отпуска после закалки. Нагрев проводят до тех пор, пока зачищенный участок не приобретет золотистый цвет. Меч охлаждают на воздухе.

Как сделать меч из дерева своими руками

Зачем покупать вашим детям некачественные и недолговечные игрушки, когда своими руками можно смастерить, например, достойный меч из прочного дерева, с которым будет весело играть. Но как сделать меч из дерева? Нижеописанный способ по изготовлению игрушечных мечей из дерева не единственный в своем роде. Но он один из лучших для изготовления качественного игрушечного оружия.

Меч из дерева

Для того чтобы сделать меч Вам потребуются инструменты: для лезвия, например, лучше всего применять циркулярную пилу. Использование подобных инструментов требует большого внимания. Помните о безопасности, если ситуация выходит из-под контроля, немедленно прекратите работу.

Шаг 1. Работаем над лезвием

Лучшим материалом для изготовления лезвия послужит твердая древесина. Лично я использую белый дуб, но Вы также можете попробовать сделать из липы, ясеня, вишни, красного дуба и т.д.

Вырезаем первую часть, размерами 4.5 х2.5см х длина клинка (произвольная). Изначально длина лезвия на последнем мече составляла 120см, но ее можно сократить вдвое. После того как вы закончили вырезать деталь, измените угол на циркулярке примерно на 15 градусов.

Сейчас Вам предстоит сделать 4 надреза:

— Первый надрез даст Вам первую заостренность. Он должен находиться строго по центру той части меча, что в воздухе и немного ниже середины той части, что на столе.

Цель — создать шероховатый срез, который будет находиться по краям лезвия и маленькое плоское пространство в полсантиметра на пике лезвия. Это уменьшит вероятность получения травмы детьми. Для ясности мы назовем конец, который ближе к вам, частью А и тот, подальше, с которым мы сейчас будем работать, частью В.

— Для второго надреза, переверните кусок так, чтобы первый надрез был кверху. Часть А смотрит на вас.

— Для третьего необходимо перевернуть кусок встык таким образом, что этот надрез придется на часть А, а часть В окажется теперь ближе к вам. Первый надрез всё еще расположен кверху.

— Для четвертого и последнего надреза переверните кусок таким образом, чтобы первый оказался внизу, по направлению к столу.

Вы получили заготовку. Сведите ее к желаемому размеру.

Шаг 2. Проделываем отверстие для соединения с рукоятью

Центрируйте положение для отверстия под стыковой стержень.

Шаг 3. Завершаем изготовление наконечника

Завершаем наконечник. Можете использовать дисковый или ленточный шлифователь. Если Вы работаете сразу над несколькими изделиями, тогда Вам лучше сделать так, как на фото. Таким образом, Вы сэкономите время.

Шаг 4. Создаём и присоединяем гарду

Смастерить гарду в виде поперечины несложно. Для этого Вам потребуется два куска дерева величиной 2.5 х 2 х 15 см. Установите их вместе. Нанесите разметочную линию посередине. Отметьте на куске дерева вырезаемую площадь, как показано на рисунке. Вырежьте по чертежу. Для этого я использовал ленточную пилу, лобзик, подрезная пила и стамеска также будут полезны.

Соедините 2 куска клеем и гвоздями. Отшлифуйте гарду, чтобы достичь желаемой формы. Можно высечь своё имя, используя дремель.

Пропустите лезвие через гарду. Возможно, Вам предстоит вырезать отверстие побольше.

Для таких коротких мечей как этот в 60 см рукоять лучше выбирать 15 см. Если оружие длиннее, увеличьте ее длину.

Шаг 5. Рукоять

Для ее изготовления можно использовать брусок из кленовой стойки поручня. Можете использовать любой другой материал. Пофантазируйте.

Рукоять можно выполнить как простой так и декоративной. По краям можно использовать старые штампы при тиснении.

Я предпочитаю присоединить ее с помощью штифтов. Чтобы это сделать, просверлите в ней отверстие. Проверьте глубину, если совпадает — склейте.

  1. Шаг 6. Лакировка
  2. Закончив работу над изделием, взгляните на него еще раз, отшлифуйте острые места.
  3. Следующим шагом будет лакировка.

Чтобы было удобно держать, можно отточить рукоять и дополнительно отшлифовать в местах, где это необходимо. Хорошей идеей было бы обернуть ее в кожух, сшить или скрепить при помощи старого ремня.

Есть новый способ обернуть рукоять. Для этого воспользуйтесь частью старого одеяла и склейте ее черной хоккейной лентой. Большинству детей нравятся длинные и двуручные варианты.

Можете подарить на Рождество целый комплект такого «холодного оружия» своим родным. Можно даже устроить ярмарку будь на то подходящий праздник. Чтобы сделать каждое изделие уникальным – декорируйте рукоять на свой вкус.

Инструкция по кузнечному изготовлению меча

В процессе изготовления меча в кузнице первоначально формируется заготовка: пластины различных марок катаной листовой стали складываются в несколько слоёв, образуя «пакет». Режущая кромка будущего клинка выполняется из более твёрдой и жёсткой стали, а сердцевина — из более мягкой и гибкой. В итоге клинок приобретает все необходимые боевые качества и хорошо держит заточку.

После этого размечается форма будущего клинка и начинается сам процесс ковки. Заготовку помещают в печь, где под воздействием чрезвычайно высоких температур она становится достаточно мягкой, чтобы можно было сформировать лезвие. В современных кузнях для этого используют гидравлический молот, который мало похож на привычный инструмент кузнеца. Но обыкновенному молоту в любом случае найдётся применение — только с его помощью осуществляется более тонкая и деликатная ковка меча.

Когда заготовка приняла необходимую форму, клинок нужно закалить. Это — одна из самых важных стадий всего процесса, так как если материал не пройдет закалку, он будет хрупким и легко сломается в первом бою. Для закалки используется раскалённое масло, после погружения в которое будущий меч охлаждается в воде. Этот процесс повторяется несколько раз, пока высокоуглеродистая сталь не станет твёрдой, прочной и упругой.

Дамасская сталь

Этот тип стали получается за счёт использования технологии кузнечного сваривания множества слоёв из стальных пластин с разным содержанием углерода. Особые свойства дамасской стали — прочность, эластичность способность клинка долго сохранять остроту, а также наличие особых узоров на лезвии. Они достигаются путём многократных проковок и дальнейшей термической обработки.

Булатная сталь

Булатом принято называть высококачественную оружейную сталь, расплавленную в тигле и остуженную особым способом. Полученное из такого материала холодное оружие обладает высокой прочностью с одновременным сохранением гибкости клинка. Он также обладает характерным узором на поверхности, но это является результатом кристаллизации. Булат представляет собой высокоуглеродистую матрицу, в которую вкраплены низкоуглеродные частицы.

Скрепление частей меча в тисках

Одачи 大太刀(большой меч) / Нодачи (полевой меч)

О, мы переходим к самым большим видам японского холодного оружия. Этот вид японского меча, безусловно, чрезвычайно наворочен.

Одачи и Нодачи относятся к одному и тому же мечу, поэтому я использую их как синонимы. Теперь перейдем к характеристикам нодачи.

Это огромные мечи. Одно лишь их зрелище вызывало страх среди вражеских позиций. В результате их массивный размер более 150 см. А кто бы хотел сражаться против такого оружия)

Это делает нодачи самым длинным типом японского меча.

По этой причине меч нодачи был идеальным противодействием конным отрядам. Можно сказать, что это было мощное оружие против кавалерии.

Но даже самое большое оружие имеет недостатки. Его огромный размер делает его совершенно бесполезным внутри зданий или для ближнего боя.

Нодачи широко используется в конце 14 — го века. Из-за большого размера нодачи, самураю приходилось носить его на спине.

Ковка ножа из рессоры проходит в несколько этапов

Этап 1.

В первую очередь нужно собрать все материалы для работы, чтобы они были наготове. У автора исходным материалом послужил лист рессоры от старой машины.

Поскольку рессора выполнена в изогнутой форме, то ее необходимо выгнуть. Это делается так: металл нагревается, после чего постепенно остывает. Для нагрева подойдет горелка, также можно просто положить лист рессоры в хорошо разожженный костер. После того, как заготовка остынет, нужно взять молоток и наковальню, и обработать рессору так, чтобы она стала прямой пластиной. После отпуска металл стал более мягок, он будет легко поддаваться резке, сверлению, и т. д.

Этап 2.

Сначала нужно изготовить шаблон ножа. Автор использовал готовый шаблон из интернета. Если есть желание – его можно улучшить. После распечатки шаблона бумагу нужно наклеить на картон и ножницами вырезать шаблон. Подержав его в руках, мы можем прикинуть, как будет выглядеть нож из рессоры. После этого нужно приложить шаблон к металлу и обвести маркером.

Этап 3.

Сейчас мы приступаем к самому тяжелому этапу работы – нам нужно вырезать профиль ножа. Это делается с помощью болгарки – орудуя этим инструментом, не рекомендуется перегревать металл. Если в месте резки сталь начинает менять цвет – это значит, что он перегревается. В таком случае металл нужно полить водой. В тех местах, где нельзя вырезать, металл можно просверлить рядом отверстий и потом эту часть обломать.

Этап 4.

Это заключительный этап формировки основного профиля лезвия. Для такой работы очень удобен и прост ленточный шлифовальный станок. Умельцы с большим опытом могут использовать болгарку. Наружную плоскость ножа следует отшлифовать, чтобы она блестела. Для прижатия заготовки к шлифовальной ленте автор воспользовался бруском. Здесь также нужно следить, чтобы металл не перегревался.

Другой ответственный момент шлифовки заключается в изготовлении на ноже скосов.

Этап 5.

Чтобы надежно закрепить накладки на рукоятке, в данном ноже используется 4 штифта. Для них нужно просверлить отверстия. Для подбора диаметра ориентируемся на имеющиеся штифты, которыми традиционно служат стержни из латуни. Для этого случая подойдут и обычный стальные гвозди.

Этап 6.

После закалки клинок приобретает твердость и долго не тупится. Чтобы закалить лезвие, нужно взять масло – подойдет моторное или растительное, печка или хороший костер. Металл необходимо нагреть до такого состояния, при котором к нему не будет притягиваться постоянный магнит. Как отмечает автор, во время нагрева металл отличается тусклым красным цветом. После этого нужно опустить заготовку в масло. Следует быть осторожными, поскольку масло часто воспламеняется с дымом и брызгами, летящими в разные стороны. Емкость для закалки нужно брать металлическую.

Случается, что во время закалки металл начинает деформироваться. Такую ситуацию можно исправить. Для решения проблемы нужно нагреть заготовку, выровнять, и затем опять попробовать закалить.

Этап 7.

Для изготовления накладок на рукоятку, берем две дощечки небольшой толщины. Вырезаем их до требуемого размера и сверлим в них отверстия для штифтов.

Теперь склеиваем заготовки при помощи эпоксидного клея, нанеся по хорошему слою на обе накладки. Затем нужно вставить штифты и хорошо зажать ручку струбциной. Оставляем в таком виде на 24 часа, чтобы клей полностью высох. Сразу для удаления остатков клея берем тряпочку или туалетную бумагу.

После того, как клей высохнет, нож нужно достать и окончательно сформировать форму рукояти. Для этих работ используем ленточный шлифовальный станок.

На завершающем этапе нож полируем, если нужно – делаем поверхность клинка зеркальной. Можно отполировать и рукоятку, так она станет гладкой. Деревянные накладки в обязательном порядке пропитываем льняным маслом или другими пропитками. Иногда для этого нагревают пчелиный воск и смешивают его со льняным маслом.

В конце работы наш нож нож из рессоры своими руками следует хорошо наточить. Самым доступным вариантом является мелкозернистая наждачная бумага.

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Как сделать меч из картона своими руками

Поделки из картона – увлекательное и развивающее занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребёнок становится усидчивым, вовлекается в процесс и получает радость, наблюдая за процессом превращения обычного куска картона в меч.

Процесс изготовления по этапам:

  • бумага формата А4 сгибается в виде квадрата, лишнюю часть нужно обрезать. Цветная сторона складывается вниз. Бумага сгибается по диагонали;
  • из полученной фигуры делается треугольник, а затем, путём сворачивания углов внутрь, должен быть сделан ромб;
  • следующим шагом из ромбика делается треугольник. Сгибая углы, нужно получить фигуру, которая будет напоминать наконечник меча;
  • затем лист снова разворачивается и собирается в форме ромба так, чтобы получилась крестовина.

Можно сделать меч не из бумаги, а из плотного картона. Для этого трафарет переводится на картонный лист и вырезается по контуру. Можно украсить поделку, наклеив серебристую плёнку.

Наследие кельтиберов

В позднем средневековье в Европе особенно высоким спросом пользовалось холодное оружие испанских мастеров из Толедо. Оно отличалось техническим мастерством и художественным совершенством.

Еще у древних римлян ценились изготовленные кельтиберскими мастерами мечи. Впоследствии под влиянием арабского искусства испанские оружейники создавали настоящие шедевры.

Предусматривалась серия испытаний качества готовой продукции. Чтобы проверить упругость металла, клинок укладывали на специальную подушку и изгибали в разных местах от эфеса до острия. Затем клинок вдавливали острием в лежащую на земле свинцовую плиту и, не снимая нагрузки, изгибали и закручивали в разных направлениях.

Для проверки твердости лезвия и вязкости обуха служила проба на шлеме: клинком несколько раз наносили удар по шлему полукруглой формы. Только после того как все испытания проходили успешно, приступали к художественной отделке изделия: выглаживанию и полированию клинка, вытравливанию надписей и узоров, золочению или серебрению эфеса. Дошедшие до нас толедские клинки воплощают в себе накопленный столетиями опыт получения и обработки высококачественной оружейной стали.

Что нужно для ковки меча

Основная проблема обработки заготовки при ковке меча — наличие соответствующего размерам оборудования. Образцы такого оружия имеют длину 1000-1200 миллиметров. Следовательно, нужно иметь горн, который позволит разогревать металл полностью на всю протяженность.


Схема простейшего твердотопливного горна

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического кузнечного молота.

Еще один немаловажный момент — это закалка меча. Особенно, если нужно получить прочное изделие. Для этого придется поискать какую-то посуду по длине клинка, залив в нее машинное масло или воду.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.


Схема-чертеж одноручного меча

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Европейский меч

Технологии получения металла постоянно развивались, но изначально практически везде использовали одни и те же технологии. Для того чтобы понять сущность меча, придётся вникнуть в технологию его создания с самого начала. С получения руды.

Из руды в железо

Железо изначально добывалось из болот, из так называемой болотной руды, но уже в начале средних веков стали использовать и добычу из закрытых месторождений.

Эффективность получения металла была крайне низкой. Сталь получалась нестабильной структуры, с вкраплениями шлака. Для того чтобы довести её до приемлемого состояния требовалась неоднократная проковка заготовки и в дальнейшем её науглевоживание.

Изготовление мечей на Руси было довольно дорогим и сложным процессом именно из-за болотной руды, практически все качественное оружие делали из завозимого из Швеции железа.

Нужно отметить, что сталь представляет собой сплав железа с углеродом. Чем больше в железе углерода, тем твёрже металл, но в тоже время при значительном количестве углерода материал становится излишне хрупким. При перенасыщении он переходит в чугун, который на тот момент считался бесполезным материалом ввиду невозможности обработки его ковкой.

Воздух в домницу подавался мехами. Процесс достаточно небыстрый и затратный, особенно учитывая то, что уголь также требовал длительного пережога из древесины определённых сортов.

После того как уголь прогорал, из печи доставали слитки металла, называемые крицами. Это был сплав шлака, стали и чугуна. Крицу разбивали на более мелкие части, отделяли сталь, после чего проковывали её, удаляя пустоты и частицы шлака. После этого заготовки продавали мастерам оружейникам.

Ковка меча

После получения железа требовалось провести ещё множество операций. Технология ковки боевого оружия из такой руды дело тонкое и требующее опыта, аккуратности и мастерства. Клинок создавался в несколько этапов:

  • получение пакетов из металла разной твёрдости, многократная проковка с кузнечной сваркой;
  • кузнечная сварка пакетов для создания клинка меча;
  • придание формы;
  • термохимическая обработка режущих поверхностей;
  • окончательная закалка;
  • полировка лезвия;
  • заточка и насаживание рукояти.

Кузнечная сварка пакетов металла различной твердости применялась для того чтобы клинок меча обладал достаточной упругостью (мягкая сердцевина), прочностью (средние по твердости боковые пакеты) и твердостью (область лезвия).

Термохимическая обработка обычно заключалась в поверхностной цементации, раскалённая заготовка опускалась в сосуд с мелкоистолченным углём и прогревалась в нем. В это время происходило насыщение поверхностных слоёв стали углеродом, от чего возрастала твёрдость поверхности клинка.

Так делали знаменитые каролингские мечи, изготовление скандинавских мечей практически ничем от этого процесса не отличалось.

Процесс получения таких изделий, в настоящее время освоен энтузиастами кузнечного дела, по самостоятельно созданным эскизам и чертежам оружия средневековья, но и сейчас при использовании сравнительно современных технологий требуется до полугода на создание качественного меча.

Как изготовить меч своими руками в домашних условиях из разных материалов

Мы рассмотрели, как вырезать меч из дерева или сделать его из стальной пластины. Однако эти материалы не предел. Оружие средневековых рыцарей, русских богатырей, викингов или самураев можно сделать и из другого сырья. Давайте вкратце рассмотрим основные варианты.

Меч из фанеры своими руками

Довольно легко и быстро можно сделать детский меч из фанеры. Это доступный и удобный в обработке материал. Однако, при изготовлении меча для ребёнка, нужно придерживаться некоторых правил. Желательно, чтобы оружие маленького воина имело максимально затупленный конец клинка, чтобы у него отсутствовала заточка кромки лезвия.

Чертёж меча из фанерыФОТО: i.pinimg.com

Предлагаем ознакомиться с видео, на котором показано как сделать своими руками для ребенка меч-гладиус из фанеры.

Watch this video on YouTube

Как сделать меч из картона своими руками

Меч для малыша можно сделать на скорую руку из картона. Для этого понадобиться непосредственно сам картон (как можно плотнее), ножницы или канцелярский нож, краска и кисть.

  1. На листе материала при помощи карандаша или маркера рисуем контуры меча и вырезаем его при помощи ножниц или канцелярского ножа.
  2. Мелкой наждачкой шлифуем острые края.
  3. Красим меч (клинок и гарду — серебристым, рукоять — чёрным или тёмно-коричневым цветом).
  4. При желании, клинок можно обернуть фольгой, а гарду сделать из тонкой жести.

И это только самый простой вариант, а в интернете можно найти большое количество идей.

Меч из картонаФОТО: avatars.mds.yandex.net

Как сделать меч из бумаги

Также для ребёнка можно сделать меч любого вида из плотного ватмана или обычных листов офисной бумаги формата А4, которые продаются в любом магазине канцтоваров. Изготовлением оружия можно заняться вместе с малышом. Предлагаем посмотреть видеоинструкцию о том, как легко и быстро, без особых усилий и затрат изготовить для своего ребёнка самурайский меч и ножны из бумаги.

Watch this video on YouTube

Самурайский меч из бумаги для ребёнкаФОТО: i.ytimg.com

Световой меч — оружие истинных джедаев

Кто же, хоть раз посмотрев «Звёздные войны», не хотел стать обладателем джедайского светового меча. Раньше о таком можно было только мечтать, а сегодня его вполне реально сделать в домашних условиях. Конечно, это не настоящий меч, но для игры самое то.

Какой мальчишка не мечтал стать джедаем и владеть световым лазерным мечомФОТО: fanparty.ru

Для начала нужно знать, что рукоять имеет длину 240-300 мм, а сам меч — 1000—1300 мм. Это размеры мечей, использовавшихся при съёмках знаменитого фильма. Для ребёнка изготавливаем оружие в соответствии с его ростом и так, как говорилось в начале статьи.

Клинок светового меча делаем из прозрачной трубки (ПВХ или поликарбонат), в которой на специальном стержне крепится LED-лента. В рукояти размещается специальный блок питания и батарейки. Соединяем всё вместе. При этом, прозрачная трубка утапливается в ручку примерно на 50-100 мм. Если вы хотите, чтобы световой меч издавал характерный звук, то в схему можно добавить ARDUINO (специальная электронная плата, микропроцессор, батарейка и MP3-проигрыватель).

На видео показано, как сделать крутой джедайский меч. С ним вы можете сразиться хоть с Дарт Вейдером.

Watch this video on YouTube

Сталь имени базара в Дамаске и булат, и их отличия

Дамасская сталь, несмотря на своё название с городом никак не связана, своё название она получила в Средние века из-за крупного оружейного базара расположенного там. А появилась она ещё в античности.

Клинок из дамасской стали представляет собой клинок из нескольких пакетов стали с различным содержанием углерода.

Наиболее известна так называемая «харалужная» сталь. В этом случае кузнец сваривал несколько прутков металла с разным содержанием углерода в один пакет, после чего закручивал его в косу и проковывал в брусок, несколько таких брусков также сваривались, закручивались и проковывались.

После отковки клинок закаливался и затачивался. Характерный упорядоченный рисунок на его поверхности протравливался.

Вторым вариантом изготовления дамаска было многократное проковывание пакета пластин из стали, с постоянным его складыванием и сгибанием. В итоге получалось «слоёное тесто» из сотни с лишним микрослоев материала различной твёрдости и вязкости.

Но и этот вариант занимал огромное количество времени. Для такой ковки требовалось применять труд молотобойцев, так как в одиночку кузнец явно не справился бы с такой работой.

Так получалось великолепное оружие, легенды окрестили его по имени восточного города Дамаск, но на самом деле харалужные клинки появились в Европе в начале средних веков, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Так бастарды, то есть одноручные европейские мечи из дамасской стали появились раньше, чем киличи и шамширы с Востока.

Дамасская сталь отличалась от композитных клинков японских и европейских мастеров. Но, несмотря на великолепные характеристики, изготовление таких мечей было слишком трудоёмким. Особого распространения они не получили, но зато вошли в легенды.

Нужно заметить, что качества дамасских клинков сильно преувеличены. Клинок не мог прорубить сам по себе пластинчатый доспех или перерубить подушку, это все выдумки романистов 18-19 веков. Дамасские клинки отличались лишь повышенной прочностью, остротой заточки и повышенным режущим свойством, за счёт многослойной структуры клинка.

В конце 19 века дамасская сталь и булат были получены русским металлургом Аносовым. Но если булатные клинки массово выпускались на Златоустовском заводе, то выпуск дамасской стали был признан экономически невыгодным, ввиду её сложности.

Он как раз и пришёл в Европу с Востока, под именем вутц его делали в Индии, в Афганистане и Иране он еще известен под именем хорошан. Внешне отличить дамасскую сталь от булата сравнительно просто. Булат имеет хаотический, беспорядочный узор, в то время как на дамаске полученном ковкой узор более стабилен и упорядочен.

Получали булат из высокоуглеродистой стали, практически чугуна, добавляя в него частицы низкоуглеродистого металла при плавке, не до конца расплавившиеся частицы низкоуглеродистой структуры и придают булату его характерные узоры.

Вообще древние мастера владели не только этим секретом, вариантов выплавки было много, но основным и наиболее лёгким в освоении был все-таки этот.

Как и дамаск, булат не обладал сверхъестественными способностями. Высокопрочная сталь клинка, хорошая вязкость и твёрдость – это клинок из булата. Но на фоне современных ему композитных мечей, зачастую изготовленных с нарушениями технологии, булат отличался великолепными характеристиками.

С окончанием средневековья в котором были и войны, и нашествие татар, секрет получения дамаска и булата был утрачен. Восстановил его в 1881 году российский металлург Аносов.

Шлифовка

У этого процесса было тоже несколько этапов. Сначала производилась грубая, а затем тонкая работа, завершался процесс очисткой маслом. Кстати, это давало небольшую антикоррозийную защиту. После шлифовки клинок затачивали и собирали. На хвостовик устанавливали крестовину, а также черен и навершие. Рукоять оплетали шнуром и обтягивали кожей, изготавливали ножны и ремень для ношения меча.

В те далекие времена хороший меч стоил как дом, а великолепный – как небольшой замок. Меч для рыцарей предназначался знатным особам, и на изготовление одного меча требовались десятки дней, а то и месяцы.

Меч катана

Катана – боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 — 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.

Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана — это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.

Фаза вытягивания заготовки

Следующая фаза была очень долгой, утомительной и трудоемкой – вытягивание заготовки. Обычно этим занимались сразу несколько мастеров или ученики – подмастерья кузнеца. Под мощными тяжелыми ударами кузнечных молотов заготовка приобретала очертания и формы будущего клинка рыцарского меча. В этот момент выковывался хвостовик и дол. Также, был вариант изготовления дола попроще, когда деталь клинка вытачивалась на остывшем клинке, однако, при такой методике нарушалась структура стали, поэтому такой вариант был актуален при создании чего-то второсортного, и известные кузнецы такую технику не применяли. Между прочим, именно таким способом был выкован (выточен) дол на подделках мечей Ульфберта.

Когда сталь была вытянута, и заготовка принимала форму будущего клинка, кузнец проводил тонкую ковку, после чего увеличивалась плотность материала, и форма приобретала более завершённый вид. Этот процесс происходил при нагреве докрасна. Если в момент тонкой ковки были обнаружены незначительные ошибки, их легко правили напильником.

Меч в домашних условиях: как сделать?

Деревянный меч, несмотря на поддатливость материала, потребует терпения и навыка работы со слесарным инструментом. С заготовки снимите рубанком кору, убирая попутно неровности и делая ствол прямее. Обстрогайте ствол с обеих сторон, чтобы лезвие получилось от 3 см до 0,5 см. Затачивать дерево не имеет смысла, учитывая прочность материала. Все острые грани надо убрать, лезвие сделать овальным. Не стоит делать рукоять круглой, иначе во время боя меч будет прокручиваться в руке, лучше выбрать в качестве формы прямоугольник со скругленными краями. Между лезвием и рукоятью выточите место для гарды. Гарду можно сделать из дерева, металла или капрона. Делаем две одинаковые симметричные части и крепим с помощью изоленты.

Рукоять обматывают тоже изолентой либо мокрой кожей. Баланс у меча должен быть на расстоянии одной-двух ладоней от гарды к лезвию, если при изготовлении меча этот пункт соблюсти не удалось, то при обмотке рукояти под обмотку можно спрятать свинцовые вставки. Само дерево стоит укрепить пропитывающими составами, наподобие эпоксидной смолы. Ваше оружие прослужит вам дольше и не будет бояться влаги. Деревянные мечи тоже можно сделать красивыми. Поэтому на последнем этапе осталось лишь украсить меч по вашему вкусу.

Вы все еще думаете, как сделать деревянный меч? Это несложное изделие. Но для набивки навыка можно начать с ножа или кораблика.

Ковка меча для кино

Как на Вас вышли создатели фильма «Тор»? Какая задача была поставлена перед Вами?

Работа над “Тором” определенно была прекрасным шансом и несказанным везением для меня как для художника-предпринимателя. Этот кинопроект дал мне возможность “с верою выступить в путь” и отдаться полностью ремеслу кузнеца-оружейника и стать предпринимателем.

Он также помог делу разрастись больше, чем если бы этого проекта не было. Но это далеко не самый стоящий проект из тех, над которыми я работал.

Я гораздо больше радуюсь, когда работаю с самыми обычными людьми и помогаю им воплотить мечты в жизнь. Мне нравится выстраивать прочные отношения с клиентами и превосходить их ожидания, делая мечи даже лучше, чем они смели мечтать. Именно это в моем ремесле доставляет мне больше всего радости.

Команда бутафоров-декораторов, работавшая над этим фильмом, пришла к нам с черновыми концептуальными набросками, которые выполнил один из них, талантливый художник.

Затем я, вместе с командой , начал оттачивать эти идеи в Photoshop’e, чтобы сделать оружие как можно более функциональным и реалистичным.

Работая над дизайном, мы сделали все, что могли, чтобы, не выходя за рамки заданных параметров, добавить историчных деталей, которые можно увидеть на некоторых мечах древних германцев, например, долы мечей или узловые орнаменты.

Дэвид наносит узор на гарду меча Хеймдалля

Однако, меч сам по себе должен был быть величественным и в буквальном смысле слова “иномирным”.

И еще, кроме собственно стальных мечей, которыми были вооружены герои, мы изготовили две их алюминиевые копии, специально для каскадеров, сражавшихся в кадре.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий