Сабля – оружие, пережившее века

Примечания

  1. Vasmer’s Etymological Dictionary
  2. Marek Stachowski. The origin of the european word for sabre. Krakow, 2004.
  3. К. С. Носов. «Вооружение самураев». 2001.
  4. А. В. Комар, О. В. Сухобоков «Вооружение и военное дело Хазарского каганата» (Институт археологии НАН Украины)
  5. В. В. Горбунов. «Военное дело средневекового населения Алтая (III—XIV вв. н. э.)»
  6. Голубєв А. М., Голубєва I. В. Однолезвийное оружие с длинным клинком кочевников VII—VIII вв (укр.) = Однолезова зброя з довгим клинком кочовиків VII—VIII ст // Археологія. — 2012. — Вип. 4. — С. 42—54.
  7. 123 Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие», 1971.
  8. 12 А. Н. Кирпичников, В. П. Коваленко. «Орнаментированные и подписные клинки сабель раннего Средневековья (по находкам в России, на Украине и в Татарстане)». 1993.
  9. Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.»
  10. М. В. Горелик. «Армии монголо-татар X—XIV вв.»
  11. О. В. Двуреченский. «Холодное наступательное вооружение Московского государства (конец XV — начало XVII века)».
  12. Wojciech Zablocki. Ciecia Prawdziwa Szabla.
  13. Сабля, оружие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Польское наступательное вооружение. Ю. В. Квитковский
  15. Со слов научного руководителя музеев Московского Кремля А.Левыкина.
  16. Вендален Бехайм. «Энциклопедия Оружия».
  17. 12 В.Шлайфер, В.Добрянский. «Сабля — правды и легенды».
  18. Висковатов А. В., «Историческое описание одежды и вооружения российских войск», ч.1.
  19. Алексей Исаев. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой.
  20. В.Волков. «Войны и войска Московского государства».

Грузинские сабли (16 — 17 вв.).


0 В их монтировке широко применялась чеканная медь, гравированное или гладкое серебро — орнамент растительно-стилизованный, преимущественно состоящий из виноградных гроздьев. В 18 — 19 в. ножны грузинского боевого оружия — сабель, шашек, кинжалов — обычно оклеивались кожей или сафьяном, иногда бархатом. Некоторые грузинские сабли, 17 — 18 в. имели скорее парадное предназначение, нежели боевое. Рукояти этих сабель с замкнутой полукруглой головкой имели очень сильный наклон назад, и действовать ими при таком наклоне было неудобно. На ножнах такого оружия прикреплялась колоколобразная юбка из сафьяна или обтянутая бархатом. Прибор обычно делался из прорезного и чеканного серебра, иногда с позолотой.

Шашка офицерская 1881 года

В 1881 году Главный Штаб Военного ведомства издал Циркуляр 217. В нем приводилось подробное описание офицерской шашки. Согласно этому документу подробно описывался клинок и эфес оружия. До мелочей оговаривались их составные части.

Клинок состоял из боевого конца, средней части, пятки и нижнего утолщенного ребра (обух) и верхнего лезвия. Та часть клинка, которая предназначена для рубки, называется фебель, а для отражения ударов — форте.

Центр клинка располагается на расстоянии 0,25 аршина, если измерять от острия. Там же заканчиваются долы на клинке.

Эфес состоит из гайки, головки, рукояти, ее заднего и переднего кольца, дужки и кожаного кольца.

Рукоять выполняется из дерева под названием бакаут. Иногда для этих целей использовали и другие породы.

Антикварное холодное оружие образца 1881 года имеет поперечное сечение в средней части в виде четырехгранника, у которого углы закруглены. В концах оно обладает овальной формой. Задняя часть рукояти немного толще, чем передняя.

Как использовали и используют казацкую шашку

Многие обыватели считают казачью шашку разновидностью меча или сабли. Но несмотря на сильное внешнее сходство, их трудно считать близкими родственниками. Классическое длинноклинковое оружие предназначено для фехтования — чередования атак и защит, поиска уязвимых зон у противника. Их клинки специально сбалансированы для конкретных целей в бою. Чем же выделяется на их фоне шашка?

  • Ввиду отсутствия массивного навершия, выполняющего функцию противовеса, центр тяжести клинка у шашки смещен ближе к центру. Обычно он расположен в 25-35 сантиметрах от рукояти, в то время как у мечей и сабель масса клинковой части меньше и приближена к массе рукояти. Подобное распределение веса делает шашку малопригодной для блокирования ударов;
  • Клинок имеет либо слабое искривление (как у поздних сабель), либо вовсе лишен его. В совокупности с малым весом это исключает эффективное использование даже сабельных защитных и атакующих техник;
  • Отсутствие эфеса или перекрестья сводит на нет практическую возможность защиты с использованием сильной части клинка. Также это затрудняет колющие удары — рука бьющего рискует соскочить на режущую кромку. Серьезная травма пальцев и полная потеря боеспособности при этом гарантирована.

Что же сделало шашку такой популярной при всех указанных недостатках? Ответ очевиден — на поле боя для нее созрели все условия.

В XVI — XVII веке битвы безвозвратно изменились. Доспехи окончательно проиграли огнестрельному оружию и стали исчезать с бойцов. Первым оружием бойца стала дульнозарядная винтовка

Именно обращению с ней уделялось все внимание в обучении бойца. Фехтовать в бою было бессмысленно — нужно было лишь нанести сокрушительный быстрый удар по противнику

И в этом шашка не знала себе равных. Лихой казак, разрядив ружье или пистоль должен был мощным молниеносным ударом разить врага в ближнем бою. Тяжелый клинок шашки позволял пробить любое блокирование. В защите при этом отпала необходимость — исход поединка должен решаться в первое же мгновение. Хорошему казаку второй удар, как и защита, были не нужны.

Еще одним преимуществом шашки стал способ ее ношения. Шашка крепится к плечевому или поясному ремню с левой стороны лезвием вверх, подобно японской катане. Это позволяет одним движением извлечь ее из ножен и нанести рубящий диагональный удар слева направо. Именно это движение — нанесение удара уз ножен — является самым популярным и базовым приемом казацких техник. Скорость его выполнения — то, что нарабатывается в первую очередь. Настоящие мастера способны нанести полновесный смертельный удар за десятые доли секунды, задолго до того, как противник сможет отреагировать. При этом не применяется кистевые приемы — крайне тяжело манипулировать одной лишь кистью столь несбалансированным оружием. Удар наносится от плеча всем корпусом.

Такое оружие позволяло гораздо быстрее подготовить бойца и выставить его на поле боя. Это наглядно демонстрирует и первый письменный источник, дошедший до наших дней, который содержит наставления по обращению с шашкой. Устав казачьей службы от 1889 года упоминал лишь три приема:

  • Горизонтальные удары;
  • Вертикальные удары;
  • Укол влево.

Чтобы успешно сражаться с врагом, большего казаку было не надо. Не следует считать, что уменьшение техник владения — это признак деградации оружия. Скорее наоборот: без снижения эффективности шашка была проще в обращении, нежели палаши и сабли. К тому же сами казаки со временем сформировали множество тренировочных методик, доводящие, казалось бы, элементарные удары до смертоносного совершенства. Да и скорость удара тренированного казака не оставляет шансов конкурентам.

В конном бою шашку пускали в дело не в первую очередь. После стрелкового оружия в ход шла пика, которой боец разил первого противника, будь то пеший или конный. В нем же ее и оставлял. После он выхватывал шашку и наносил удар наотмашь по правую сторону. А дальше — рубил и колол по ситуации. Останавливаться для дуэльных схваток с другими всадниками было бессмысленно, потому казак бился на ходу — только так раскрывались все преимущества шашки. Колющими ударами, в отличие от своих европейских коллег-всадников, конные казаки не злоупотребляли — и мы уже знаем, по какой причине. Стоит учесть, что к эпохе наивысшей популярности боевой казачьей шашки таранные конные атаки на плотный пехотный строй уже ушли в прошлое. Теперь основной ролью конницы стало преследование и уничтожение отступающей пехоты, а также противостояние вражеской коннице.

Пергамский алтарь

Пергамский алтарь в Пергамском музее Берлина — Lestat (CC BY-SA 2.5)

Среди музейных трофеев оказался и огромный алтарь Зевса из города Пергам, украшенный массивным фризом с изображением битвы богов и гигантов. Считается, что о нем упоминал в Откровении Иоанн Богослов, называя жертвенник «престолом Сатаны». Алтарь обнаружил в XIX веке немецкий археолог Карл Хуман и перевез в Германию, а к 1920 году для античной реликвии построили специальный музей в Берлине.

После войны Пергамский алтарь вывезли в Санкт-Петербург — 13 лет он находился в хранилище Эрмитажа, и лишь в 1954 году его смогли увидеть зрители. Еще через четыре года жертвенник вернули в Германию — и по сей день алтарь находится в берлинском Пергамон-музее, а для СССР создали гипсовую копию реликвии. С 2002 года она экспонируется в художественно-промышленной академии имени Штиглица в Петербурге.

Костюшковка

Саблей, ставшей своего рода промежуточным звеном в обсуждении наиболее типичных и характерных польских
сабель XVI – XVIII веков, является костюшковка
, крайне интересное боевое оружие, особенно популярное
во время костюшковского восстания 1794 года. Своим название она обязана руководителю этого восстания – Тадеушу Костюшко,
обычно изображавшемуся на портретах с саблей этого типа.

Костюшковка всегда имела замкнутый эфес. Крестовина под прямым углом соединялась с передней защитной дужкой,
а та, в совою очередь, под прямым углом соединялась с головкой рукояти. Почти до середины XVIII века перекрестие имело лангет,
пропущенный сквозь защитный щиток, но со второй половины этого столелетия он стал редкостью. Рукояти наиболее старых экземпляров
были гладкими или обтянутыми гладкой кожей, на поздних саблях, изготовленных во второй половине XVIII века, часто перед
обтяжкой насекались поперечные бороздки. Гарды этих сабель имели дополнительные полукруглые горизонтальные дужки, в последствии
заменённые защитным щитком, имеющего форму полукруга или прямоугольника с закруглёнными углами (в конце XVIII века исчезли и они).

Наиболее характерной формой эфеса этой сабли, появившейся в конце XVIII века, стал вариант с гардой без
защитного щитка, состоящей из крестовины, переходящей в замкнутую дужку, выкованную из плоского стального бруска.

Клинки костюшковок могли иметь разное происхождение, самые ранние из них ковались ещё в XVI – XVII вв.,
как в Польше так и за её пределами (в основном в Золингене).

Утрата Польшей государственной независимости в 1795 году ознаменовала собой конец развития польской сабли.
Катастрофа, которой стали разделы страны, более чем на сто лет остановила деятельность государства, в следствии чего
было полностью прекращено развитие оружейной мысли. Поэтому поляки в ходе своей борьбы за национальную независимость,
с конца XVIII по конец XIX века были вынуждены пользоваться преимущественно иностранными саблями.

Использование

Сабля имела широкое распространение в качестве оружия в начале 19 века, особенно во время Наполеоновских войн, в которых Наполеон с большой эффективностью использовал атаки тяжелой кавалерии. Более короткие версии сабель также использовались в качестве поясного оружия спешенными воинами, хотя они постепенно заменялись фашинными ножами и штык-ножами в течение столетия. Сабля постепенно потеряла свое значение как оружие в середине столетия, так как появившиеся дальнобойные винтовки сделали кавалерийские атаки устаревшими, и даже самоубийственными. Во время американской гражданской войны сабли редко использовались в качестве оружия, но тем не менее они показали себя в битве у станции Бренди и в битве при Геттисберге в 1863г. Многие кавалеристы – особенно со стороны Конфедерации – в конечном счете, отказались от использования длинного и тяжелого оружия в пользу револьверов и карабинов. Несмотря на то, что были обширные дебаты об эффективности таких видов оружия как сабля и копье, сабля оставалась стандартным оружием кавалерии в конном бою в большинстве армий вплоть до Первой Мировой войны (1914-1918 гг.). После этого сабля постепенно потеряла свое значение как боевое оружие, и получили статус оружия церемониального, и большинство кавалерийских частей были заменены бронетехникой к 1930 гг. В Рече Посполитой (16-18 века) использовался особый тип сабли, известный как венгеро-польская сабля. Донские казаки в Российской Империи и в раннем Советском Союзе использовали шашки.

Коллекция Отто Кребса

Поль Сезанн. Купальщицы — Эрмитаж

Среди трофейного искусства были и произведения импрессионистов. В своем доме под Веймаром предприниматель Отто Кребс собрал исключительную коллекцию Ван Гога, Сезанна, Гогена, Писсарро, Моне и других художников. Весной 1945-го в его особняке разместилась Советская военная администрация в Германии. Тогда-то наши солдаты и обнаружили в подвале специальное хранилище. Внутри их ожидал сюрприз: полная опись коллекции и сами шедевры, в полном соответствии со списком. 102 картины и 13 рисунков, восемь скульптур, дюжина фарфоровых изделий.

Эрмитажные сотрудники, получившие собрание Кребса, сразу поняли: перед ними не просто коллекция, а настоящий мини-музей, настолько превосходными были работы. С 1949 по 1996 год собрание находилось в запасниках Эрмитажа, далее его выставили здесь же в составе музейной коллекции.

Ятаган

Сильноизогнутые скимитары или сабли имели гарды обычного типа.

Как уже было сказано выше, азиатские оружейники умели изготавливать клинки с микропилой. Но им долго пришлось ломать голову над тем, как объединить эффективность режущего удара с простотой рубящего.

Результатом напряженного творческого поиска стало появление сабель и скимитаров с необычайно сильным изгибом клинка. Казалось бы, зачем сгибать клинок под углом 40-50 градусов? Таким оружием колоть будет невозможно, да и общая длина сабли уменьшится. Но средневековые мастера знали, что делают. Нелепые с виду сильноизогнутые сабли (в Европе они обычно назывались “турецкими”) оказались страшным оружием.

Такие сабли рубили и резали одновременно — так называемая оттяжка клинка при ударе производилась не неудобным движением к себе, а естественным движением руки вниз, с использованием инерции оружия. Но колоть турецкой саблей было, действительно, почти невозможно. Часто ее острие даже не затачивалось.

Чтобы наделить такой меч возможностью колющего удара, следовало совместить на одной линии рукоятку и острие, придав клинку двойной изгиб. S-образную форму, кстати, имели еще древнеегипетские бронзовые мечи кхопеши. В средние века мечи с двойным или даже обратным изгибом иногда ковались, но только турецкие оружейники сумели “довести идею до ума”. Так появилось самое мощное клинковое оружие — ятаган.

Короткие ятаганы турецкой пехоты могли выступать и в качестве метательного оружия.

Кавалерийские ятаганы: слабый обратный изгиб, гарды нет.

«Уши» ятагана.

В литературе ятаганами иногда называют скимитары и сабли, а иногда это название закрепляется исключительно за кинжалами янычар. Это неправильно. Ятаганом можно называть только оружие с небольшим двойным изгибом. Длина клинка могла быть разная. У янычар ятаганы действительно были короткими, но кавалерийские образцы могли иметь клинки длиной до 90 см. Вес же ятаганов, независимо от их размеров, составлял, как минимум, 0.8 кг. При меньшем весе оружием становилось трудно рубить.

Ятаганом можно было колоть, рубить и резать. Причем рубящие удары наносились верхней частью клинка, а режущие нижней — вогнутой — частью. То есть резали ятаганом, как шашкой или катаной, поэтому гарды он не имел. Но была разница. На ятаган не требовалось наваливаться двумя руками, как на японский меч, его не надо было медленно вести, как шашку. Пешему бойцу достаточно было резко дернуть ятаган назад. Всадник же должен был его просто удерживать. Остальное, что называется, было делом техники. Вогнутый клинок “вгрызался” во врага сам. А чтобы ятаган не вырвался из руки, его рукоятка снабжалась ушами, плотно охватывающими кисть бойца сзади. У наиболее тяжелых образцов под обычной рукояткой располагался упор для второй руки.

О пробивной силе ятаганов достаточно сказать, что даже 50-сантиметровые кинжалы янычар пробивали рыцарские латы.

Палаш

Палаш — оружие с прямым клинком односторонней заточки — в Европе долгое время рассматривался как альтернатива сабле. Чаще всего появление этого оружия датируется 16 веком, хотя на самом деле палаш намного древнее. Прямые мечи односторонней заточки встречались в Европе в 10-11 веках, еще раньше палашами из иранского дамаска вооружалась кавалерия хазар. Известно такое оружие было и в средневековом Китае, и в Индии, и на Ближнем Востоке. Но настоящее признание, пусть даже временное, палаши получили только в Западной Европе. Еще в 18 веке большая часть европейской кавалерии вооружалась именно палашами. Тяжелая же кавалерия — кирасиры — вооружалась палашами и в 19 веке.

В отличие от сабли, палаш имел “низкий” баланс, что, наряду с прямой формой клинка, делало его значительно более удобным для колющего удара. Но рубить наравне с саблей палаш начинал, только если был на 25-30% тяжелее. Поэтому вес европейских палашей достигал 1,4 кг.

Европейский палаш: клинок прямой, гарда закрытая.

Современное спортивное фехтование

Современное фехтование сабля имеет мало сходства с кавалерийской шашкой, имеющей тонкую, 88 см (35 дюймов) длинные прямые лезвия. Скорее, он основан на итальянской дуэльной сабле классического фехтования. Одно из трех видов оружия, используемых в фехтовании , это очень быстро развивающееся оружие с быстрой работой ног и режущими кромками. Допустимая целевая область – от талии вверх, исключая руки.

Концепция атаковать только выше пояса – это изменение 20-го века в спорте; раньше сабли использовали для защиты ног от рубящих ударов своих противников. Причина вышеупомянутого правила талии неизвестна, поскольку фехтование на саблях основано на использовании пехотных, а не кавалерийских сабель.

В последние годы фехтование на саблях развивалось в исторических европейских боевых искусствах , с клинками, которые очень напоминают исторические типы, с техникой, основанной на исторических записях.

Ношение и применение шашки

Казацкая шашка не имела гарды, выраженного острия. Кривизна клинка была минимальной. Все эти факторы обуславливали ее иную балансировку, в сравнении с обычной саблей.

Шашку держали в ножнах из дерева. Из-за способа ее применения в бою в них сабля была обухом расположена вперед. Ножны обычно обтягивали кожей.

Прикреплялась сабля к поясной или плечевой портупее. Для этого применяли одно или два кольца, закрепленных на выгнутой стороне.

В лихих казацких забавах, на поле брани приходилось не только участвовать в бою, но и отражать порой внезапные нападения. Поэтому в ножнах она лежала лезвием вверх.

Казацкая шашка при этом легко выхватывалась и не требовала перемены руки. Это удобное оружие. По характеристикам шашку можно сравнить с самурайской катаной. Они имеют аналогичную форму клинка, а также применение и ношение.

Чемпионат мира по сабле

Впервые чемпионат мира (ЧМ) по сабле (хотя мировым он стал называться только с 1937 года) после прошёл в 1921 году во Франции. Чемпионат мира по сабле был объявлен европейским турниром, так как участники являлись призёрами из различных европейских стран.

После 1937 года, когда чемпионат мира по сабле получил официальный статус мирового, он стал проводиться каждый год, за исключением года, на который выпадали олимпийские игры.

Сабля прошла длинный путь эволюции, принимая различные модификации в зависимости от условий, в которых она применялась. Тяжёлые клинки были популярны в Европе, где сохранялись кирасы, а более лёгкие клинки главенствовали на востоке, где ловкость и мастерство сабельного бойца всегда ставилось выше железных доспехов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий