Катана: история, особенности и характеристики японского меча самураев

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков. Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой

В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Похожие предметы

Название
Bound Katana (Скованная Катана)
Common Item – Katana (Обычный Предмет – Катана)
Fantasy Katana Not in Use (Фантастическая Катана)
Unidentified Katana (Неопознанная Катана)
Bound Katana Focus (Скованная Катана)
Bound Katana Critical Damage (Скованная Катана)
Bound Katana Haste (Скованная Катана)
Bound Katana*Katana (Скованная Катана*Катана)
Bound Katana*Raid Sword (Скованная Катана*Меч Налетчика)
Bound Katana*Spirit Sword (Скованная Катана*Меч Духов)
Bound Shamshir*Katana (Скованный Шамшир*Катана)
Bound StormBringer*Katana (Скованный Громовержец*Катана)
Common Item – Katana*Caliburs (Обычный Предмет – Катана*Экскалибур)
Common Item – Katana*Katana (Обычный Предмет – Катана*Катана)
Common Item – Katana*Raid Sword (Обычный Предмет – Катана*Меч Налетчика)
Common Item – Katana*Samurai Long Sword (Обычный Предмет – Катана*Длинный Меч Самурая)
Common Item – Katana*Spirit Sword (Обычный Предмет – Катана*Меч Духов)
Common Item – Katana*Sword of Delusion (Обычный Предмет – Катана*Меч Иллюзий)
Common Item – Katana*Sword of Limit (Обычный Предмет – Катана*Меч Рубежа)
Common Item – Katana*Sword of Nightmare (Обычный Предмет – Катана*Меч Кошмаров)
Common Item – Katana*Tsurugi (Обычный Предмет – Катана*Цуруги)
Common Item – Shamshir*Katana (Обычный Предмет – Шамшир*Катана)
Common Item – StormBringer*Katana (Обычный Предмет – Громовержец*Катана)
Event – Katana*Katana (Ивент – Катана*Катана)
Katana Focus (Катана)
Katana Critical Damage (Катана)
Katana Haste (Катана)
Katana Blade (Клинок Катаны)
Katana*Caliburs (Катана*Экскалибур)
Katana*Katana (Катана*Катана)

2008—2020, Linedia — база знаний и энциклопедия игры Lineage 2 на русском языке: квесты и описания, прохождения и статьи, вещи и монстры, классы и расы, пособия и гайды, скилы и умения.

Встречающиеся дефекты самурайской катаны

Самурайская катана получается в результате сложного технологического процесса, ошибки в котором могут привести к появлению дефектов, имеющих определенные названия:

  • Карасунокути – повреждения клинка. Если трещина пронизывает закаленную и незакаленную части, меч исправить нельзя, он непригоден.
  • Синаэ – поперечные трещинки на участках изгибов. Возникают из-за «усталости» материала, не препятствуют использованию орудия.
  • Фукурэ – кусочки окалины либо угля, сохранившиеся в процессе складывания стали. Недостаток портит внешний вид, так как обнажается после полировки. К тому же он снижает прочность меча.
  • Кирикомэ – неровности на задней части орудия. Они образуются в результате использования меча, но с проблемой справляются полировкой или совсем не борются, поскольку она не считается серьезной.
  • Умэганэ – заплатка, скрывающая иной дефект. Ее ставит кузнец, желая исправить ошибки в своей работе или сделать невидимой проступивший внутренний слой стали.
  • Хагирэ – трещина на линии закалки (хамоне). Если она образовалась из-за зазубрины, то не опасна. А когда причиной становится слишком сильный изгиб клинка, он непригоден к использованию.
  • Хакоборэ – большая зазубрина на лезвии и хамоне. Может способствовать дальнейшему разрушению стали.
  • Хадзими – тусклые участки на клинке, образующиеся при частом затачивании. Могут означать, что меч старый. Но бывают также свидетельством того, что он сделан из плохой стали, которая быстро затупляется.
  • Ниои гирэ – отсутствие границы между участками закаленной и незакаленной стали там, где она должна проходить. Может означать, что этап закалки был проведен неверно, то есть меч негодный. Но то же бывает, если граница между упомянутыми участками нечеткая, тогда это исправляется шлифовкой.
  • Мидзукагэ – темное пятно на режущей части лезвия. Может образоваться в результате повторной закалки или охлаждения.
  • Синтэцу – проступание нижних слоев стали на поверхность. Возникает при слишком усердной полировке или от возраста орудия.
  • Цукарэ – истончение оружия. Причиной может быть его возраст, то есть и регулярное затачивание, полировка.


Дефекты катана

Отличие японской катаны от европейских аналогов

Дайсё — сочетание большого и малого клинка

Культурные традиции и способы ведения боя особенно проявляются в изготавливаемом оружии. Ключевые отличия европейских и японских мечей заключаются во внешнем виде и их назначении.

Полуторные мечи Европы, которым катана больше соответствует по габаритам, наносили рубящие удары. Данное оружие считалось основным и определяло превосходство воина в бою.

Самурайский меч нередко считался вспомогательным оружием к луку. Им наносили режущие удары, поединок был рассчитан на скорость и главенство первого удара. В прямом столкновении с европейским полуторным мечом катана проигрывает — он тяжелее, шире, а качество стали не уступало японскому оружию.

Много мифов связано с технологией изготовления самурайских мечей, на основе которых катанам приписывают фантастические свойства. Особенно эта тема и мифы популяризируются в массовой культуре.

Для японских мастеров основная сложность изготовления заключалась в получении очищенного металла. С XVI века кузнецы стали использовать европейскую импортированную сталь, что значительно облегчило изготовление самурайских клинков.

Многие строят выводы о качестве японских мечей по количеству сохраненных образцов. В Европе нет большого количества оружия, сохранившегося в хорошем состоянии до наших дней. Из-за этого ошибочно делается вывод о его низком качестве.

Сохранность японских клинков обусловлена традициями и тщательным уходом за оружием, передававшимся из поколения в поколение. Меч становился достоянием семьи, имел свою историю. По преданиям, в нем заключались духи всех прежних владельцев.

В Европе подобное отношение к оружию проявилось в меньшей степени. В определенной степени это объясняется доступностью ресурсов для изготовления новых клинков. Сам процесс ввиду лучшего технического развития также отличался большей простотой и меньшим количеством времени.

Использование катаны

Уникальная конструкция катаны, в частности ее острота, требуют весьма много предосторожностей при обращении с ней. Несоблюдение этих предосторожностей может привести к повреждению катаны или нанесения себе ранения

Техники фехтования с катаной

Существует несколько техник использования катаны:

  • Баттодзюцу – искусство обнажения меча
  • Иайдо — это искусство внезапной атаки или контратаки
  • Iaijutsu – искусство фехтования мечом на вытянутой руке
  • Кэндзюцу – искусство владения мечом. Эта техника появилась около 9 века, когда в Японии появился класс воинов.
  • Синкэндо — искусство владения мечом. Эта техника была создана в 1990 году в США Тосисиро Обатой.

Подробное рассмотрение этих школ выходит за рамки данной статьи.

Хранение и обслуживание катаны

Если катану хранить ненадлежащим способом или неправильно обслуживать, она может стать безвозвратно поврежденной. Клинок должен храниться в чехле, искривлением вниз (лезвием вверх) для обслуживания лезвия

Чрезвычайно важно чтобы клинок был хорошо смазан маслом, припудренным и отполированным, поскольку естественная влажность рук может привести к ржавлению клинка, если его вовремя не очистить. Традиционно используется масло choji (99% минерального масла и 1% гвоздичного масла для аромата)

Аналогично, при хранении в течение долгого времени необходимо, чтобы катана регулярно осматривалась и при необходимости хранилась в безвоздушной среде для сохранения клинка от ржавчины или плесени (плесень может появиться на клинке из-за наличия на нем остатков соли из масла, используемого при полировке катаны).

Викадзаси

Это короткий японский меч. Традиционный вид холодного оружия был довольно популярен среди самураев. Часто его носили в паре как раз с катаной. Длина клинка фактически делала его не мечом, а скорее, кинжалом, она составляет порядка 30-60 см. Весь же вакидзаси был около 50-80 см, в зависимости от предыдущего показателя. Малая кривизна делала его похожим на катану. Заточка была односторонняя, как и у большинства японских мечей. Выпуклость сечения гораздо больше, чем у катаны, поэтому мягкие объекты резались резче. Отличительной особенностью является рукоять квадратного сечения.

Вакидзаси был очень популярен, многие школы по фехтованию учили своих воспитанников использовать его и катану одновременно. Меч называли хранителем своей чести и относились к нему с особым уважением.

Однако главным преимуществом катаны являлось свободное ношение вакидзаси абсолютно всем. Если лишь самураи имели право использовать длинный меч, то короткий часто брали с собой ремесленники, рабочие, купцы и другие. Благодаря немалой длине вакидзаси его часто использовали как полноценное оружие.

История самурайского меча

Самурайский меч отсчитывает свое существование с конца XIV века. Предшественником катаны был меч тати, собственно, благодаря его усовершенствованию она и появилась. Оружие носили и использовали в сочетании с коротким вакидзаси. Последний тоже относят к разряду мечей.

Катана была непременным атрибутом вооружения самураев вплоть до XX века. Правда, ранее ее запретили использовать. Но японцы стали прятать оружие в простые деревянные ножны, чтобы создавалось впечатление, что там находится такой же деревянный меч. Затем появились орудия с более тонкими клинками, похожие на европейские шпаги-трости. Они и вытеснили катана из обихода, так как удобнее маскировались.

Смотрите на видео историю и обзор самурайского меча Катана:

Сфера применения

Катана была личным оружием самурая, подтверждением его статуса. Но также и орудием защиты, часто используемым в дуэлях. Определяя ее назначение, можно провести аналогию с европейской шпагой или рапирой. Но, в отличие от западных орудий, катана не способна повредить доспехи самурая, особенно, если была создана до XVII века. У тех мечей слишком хрупкий клинок из-за высокой остроты лезвия. Но это не мешало использовать их в ближнем бою с противником без доспехов.

Сейчас катана – не только коллекционное оружие. Мечи используют в фехтовании. В Японии есть несколько школ, обучающих искусству владения этим орудием.

Интересные факты

Любопытно знать:

  • цель существования меча – охрана господина, родственников самурая;
  • сцены с разрезанием шелкового платка, показанные в популярных фильмах, истинны – лезвие действительно режет тонкую ткань на лету;
  • сейчас катана – произведение искусства, а не оружие;
  • традиционная одежда кузнеца в Японии – белый наряд доги, символизирующий чистоту мыслей кующего;
  • для создания одного меча иногда привлекают нескольких кузнецов;
  • обучение ковке требует не менее 7 лет, из которых первые три года ученики выполняют подсобные работы и не касаются инструментария.

Катана – отражение души самурая

Сколько стоит катана

Японские изделия – дорогие вещи. Добротно изготовленный экземпляр обойдется в десятки, сотни тысяч американских долларов. Дешевые модели – сувенирные вещи, изготовленные на китайских заводах. Самый дорогой меч в истории рынка – изготовленный в 13 столетии и купленный анонимным европейским коллекционером за 418 000 долларов.

Встречающиеся дефекты

Типичные дефекты, обусловленные ковкой и нюансами использованного материала:

  • синаэ – небольшие недостатки из-за усталости металла в точках сгиба;
  • карасунокути – трещины (критичны, если делят закаленную и незакаленную части);
  • умэганэ – заплатки, скрывающие внутреннюю сталь или дефект;
  • хагирэ – маленькие трещины (опасными считаются практически невидимые хагирэ);
  • мидзукагэ – потемнения на режущей части;
  • хадзими – матовые зоны;
  • фукурэ – уголь, окалина из-за некачественной сварки;
  • цукарэ – нарушение пропорций (уменьшение толщины) из-за частой заточки.

Ножны катаны

Для хранения катаны используются сая. В прошлом их делали из магнолии, декорировали лаком, защищая от влаги, украшали лаковыми миниатюрами, кожей, золотом. В 20 столетии сая делали на заводах из металла.

Некоторые сая – произведения искусства

Самая длинная Катана

Самый длинный подвид катаны – одачи. Его общая длина достигает 180 см, лезвие – в границах 120-150 см. Одачи предназначен для ношения в руке.

Предшественник катаны тати в длину достигает 2,25 м.

Катана – самый крепкий меч в мире

Технология производства катана очень сложна – специальная обработка стали, многослойная (многократная) ковка, закаливание и т. д. Катана – самые крепкие в мире мечи, они способны разрубать материалы практически любой твердости, будь то мясо, кости, железо. Мастера владеющие искусством ведения боя на катана в битве с воином, вооруженным обычным европейским мечом, могли разрубить этот меч на две части, сила удара самурая и сталь катана позволяли это делать (Монучи – часть лезвия клинка у японского клинкового оружия, на которую приходится основная сила удара).

Катаной можно было одинаково легко и колоть, и рубить. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом основным хватом является положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий. И Катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на “блок-удар” почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести врагу поражающий удар.

Одачи 大太刀(большой меч) / Нодачи (полевой меч)

О, мы переходим к самым большим видам японского холодного оружия. Этот вид японского меча, безусловно, чрезвычайно наворочен.

Одачи и Нодачи относятся к одному и тому же мечу, поэтому я использую их как синонимы. Теперь перейдем к характеристикам нодачи.

Это огромные мечи. Одно лишь их зрелище вызывало страх среди вражеских позиций. В результате их массивный размер более 150 см. А кто бы хотел сражаться против такого оружия)

Это делает нодачи самым длинным типом японского меча.

По этой причине меч нодачи был идеальным противодействием конным отрядам. Можно сказать, что это было мощное оружие против кавалерии.

Но даже самое большое оружие имеет недостатки. Его огромный размер делает его совершенно бесполезным внутри зданий или для ближнего боя.

Нодачи широко используется в конце 14 — го века. Из-за большого размера нодачи, самураю приходилось носить его на спине.

Как же создавали катану?

Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.

Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия ( с одной стороны), полировка. Катана готова.

Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).

Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.

Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.

Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.

Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.

При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).

Читатель может – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.

Описание и классификация

Как правило, дага имела длину 50-60 см, из которой примерно 30 см приходилось на узкий клинок. Последний мог быть плоским или же иметь несколько граней (три-четыре). Такие даги с граненым клинком прекрасно справлялись с кольчугой противника. Вообще-то даги относятся к колюще-режущему оружию, но некоторые из них вовсе не имели режущей кромки и предназначались исключительно для нанесения колющих ударов.

Отличительной чертой этого вида клинкового оружия является сложная и массивная гарда, которая могла иметь вид чаши или хитрого переплетения дужек. В ее конструкцию нередко включали разные приспособления для блокировки атак противника или захвата вражеского клинка.

Клинки некоторых даг имели специальные зубцы для переламывания оружия противника.

Столетия использования даг, а также их широкое географическое распространение привели к появлению значительного количества разновидностей этого оружия.

Самой известной, без сомнения, была испанская дага, которая отличалась чрезвычайно развитой гардой с прямыми дужками и массивным щитком характерной треугольной формы. Он практически полностью огибал кисть фехтовальщика и надежно оберегал ее от возможных ударов противника. Эфес даг испанского типа нередко богато украшался.

Испанская дага, как правило, имела плоский клинок с одно- или двухсторонней заточкой, который имел широкое основание (рикассо) и сужался к острию.

Еще одним известным видом этого оружия являлась так называемая немецкая дага, которая имела весьма интересную и довольно сложную конструкцию. Кроме основного клинка, немецкая дага имела еще два дополнительных, которые под действием специальной пружины расходились в стороны. Кнопка для приведения механизма в действие находилась на рукояти. После ее нажатия дага превращалась в своеобразный трезубец.

Сегодня не совсем понятно, зачем это было нужно. Есть версия, что с помощью дополнительных лезвий можно было сломать клинок противника. Однако шарниры, на которых держались боковые клинки, слишком слабы для подобных нагрузок. Существует и более фантастическая гипотеза: дага раскрывалась, вонзившись в тело противника, нанося ему смертельные повреждения. Но для такого действия механизм оружия тем более слаб, ткани тела просто не дадут ему раскрыться. Скорее всего, с помощью «раскрытой» немецкой даги просто «ловили» клинок противника.

Дага сандедея («воловий язык»). Была популярна в Венеции и Вероне. Это оружие имело плоский широкий клинок, и треугольное или трехгранное острие. Простые дужки спускались к лезвиям, а общая длина оружия составляла примерно 60 см. Эту дагу носили в ножнах и использовали не только в поединках, но и как охотничье или парадное оружие.

Еще одним популярным оружием этой группы были так называемые дагассы. Они также были популярны в Италии XIV-XVI столетиях. Дагасса имела обоюдоострый клинок с копьеобразным наконечником, по каждой голомени оружия проходила грань, которая усиливала клинок. Благодаря подобной конструкции дагассы были весьма эффективны против кольчуг и доспехов. Это оружие имело сравнительно простую гарду с дужками, которые изгибались в сторону острия. Иногда у основания клинка изготавливались выемки для большого и указательного пальца.

Любопытно, но аналог даги существовал и в Японии. Он назывался «сай» и по своей форме был очень похож на европейское оружие. Он имел длинный и тонкий клинок круглого или многогранного сечения с боковыми дужками-зубьями, загнутыми в сторону острия. Они также нередко затачивались, что превращало сай в некий аналог трезубца. Несмотря на определенное внешнее сходство, саи отличались от европейских даг функционально: его никогда не использовали в качестве дополнения к мечу или иному оружию. Сай был традиционным оружием жителей Окинавы и, по-видимому, произошел от сельскохозяйственного орудия.

Что такое боевые ножи Танто

Оригинально танто (短刀= тан «короткий» + то «меч»)— традиционный японский короткий нож, доступный гражданским (в отличие от длинной катаны). Национальное достояние Японии. Боевые ножи Танто во всех странах считаются холодным оружием. В безопасной форме (из пластика, дерева, резины и т.п.) используется в восточных боевых искусствах.


Традиционный набор самурая — танто, вакидзаси и катана

В европейской классификации танто:

  • по размеру — кинжал;
  • по заточке — нож.

В классическом понимании ножи Tanto — это именно меч.

Нож Tanto по-японски — хамоно (刃 «лезвие, клинок» + 物 «изделие, вещь»). Несмотря на то, что и в «хамоно», и в «танто» по два иероглифа, первый воспринимается как одно слово «нож», второй — как словосочетание с ключевым словом «меч».

Второе значение танто — особая форма клинка для современных ножей:

  • боевых;
  • тактических;
  • складных и пр.


Толстый кончик танто — залог прочности ножа даже при нецелевом использовании С классическим танто эта форма имеет мало общего, однако является популярной и широкоупотребительной благодаря своей прочности.

Кровожадные клинки Мурамасы


Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

Изготовление японского меча

Производство меча – многоэтапный процесс, иногда занимающий месяцы. Куски исходного металла складывают, заливают разведенной глиной, засыпают золой для удаления шлака, затем накаливают, сплавляя. Готовый блок плющат, складывают несколько раз – иногда количество слов достигает 1048576. Такой долгий процесс позволяет добиться равномерного распределения углерода – от этого зависит твердость.

Следующий этап – включение мягкой стали, предупреждающей слом при динамической нагрузке. Постепенно заготовку вытягивают в длину, формируют структуру, сочетая разные сорта металла, и задают форму. Длительность ковки – несколько дней. В завершение на металл накладывают жидкую глину для исключения окисления.

Закалка – этап формирования хамона, уникального рисунка, характерного конкретному клинку. Позднее он ярче проявится при полировке. Хамон формируется на стыке двух сталей. По его внешнему виду можно оценить мастерство кузнеца. При закалке меч нагревают и охлаждают, стимулируя появление мартенсита.

Заключительный этап – оформление клинка. Полировщик использует до 9 видов камней, чтобы поверхности стали плоскими, углы – строгими. Иногда незакаленные части украшают гравировкой.

Создание катаны – долгий процесс

Миямото Мусаси — Великий мастер деревянного меча

Его настоящее имя звучало как Симмэн Такэдзо, Миямото Бэнносукэ, Симмэн Мусаси-но-Ками Фудзивара-но-Гэнсин. Но в историю он вошел как Миямото Мусаси, великий фехтовальщик и стратег, «Святой меча», создавший одну из самых известных книг Японии. Он же — растрепанный, импульсивный и непредсказуемый гений, который брезговал принимать ванные, но зато был не дурак выпить, а в юности зарубил на дуэлях 60 человек.

Своего первого противника он убил в 13 лет, яростно забив взрослого самурая палкой. К 16 годам, когда он победил своего второго противника, Миямото Мусаси уже сам был научен основам искусства фехтования. Его рост был огромным по меркам Японии тех лет — 192 сантиметра, но даже он не шел в сравнение с невероятной вспыльчивостью юнца и его любовью к дракам. Будучи подростком, Миямото Мусаси отправился в великое путешествие и, выбрав путь ронина, скитался с перерывами вплоть до пятидесяти лет.

Странник предсказывает Миямото Мусаси будущее

Бродяжничая по стране, он бросал вызовы бойцам всех возможных школ и стилей и выиграл все до единой дуэли. 60 побед создали ему славу непобедимого воина. Часто, убив или посрамив учителя кэндзюцу, Миямото Мусаси занимал его место и жил так до тех пор, пока неуемная натура не толкала его на новые приключения.

Миямото Мусаси основал школу Хехо Нитэн Ити-рю, или просто «Нитэн-рю». Его стиль отличало использование двух мечей сразу: в одной руке он держал длинный меч, катану, а в другой — короткий, вакидзаси. Он не был изобретателем такой манеры вести битву, но все же подобный стиль казался оригинальным даже по меркам японских воинов тех лет. А они могли драться чем угодно: от косы с привязанным камнем на цепи до тех же нунчак и экзотических китайских мечей.

Еще более оригинальным был обычай Мусаси сражаться на дуэлях не боевыми мечами, а их деревянными макетами — боккэнами. Миямото доказал, что эти тренировочные орудия могут выступать наравне с «настоящими» и разбил ими не меньше голов, чем отрубил стальной катаной.

К 30 годам Миямото Мусаси уже приобрел славу непобедимого, и стремиться ему было просто некуда. Он оставил войны и дуэли и принялся отдавать все свое время тренировкам. К 50 Миямото несколько остудил свой пыл и начал постигать другие науки — каллиграфию, резьбу по дереву, живопись и так далее.

Рисунок кита, сделанный Миямото Мусаси

Мастер понял, что его «Путь меча» — всего лишь проявление одного общего Пути, а из умения убивать людей направо и налево можно извлечь нечто большее, чем просто руководство по владению мечом. Так появилась «Книга пяти колец». В ней Миямото Мусаси рассуждает о том, что существуют универсальные правила стратегии, которые подходят и для дуэлянта, и для мудрого генерала и для простого человека, который задумал вытесать табурет или продать рис.

Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий