В какой гусарский мундир был одет поручик Ржевский

Появление гусаров в России

В России этот род кавалерии появился еще в допетровскую эпоху, родоначальником его считается Христофор Рыльский, поляк, шляхтич, поступивший на службу «служилый иноземец». Его рота действовала достаточно успешно на южных рубежах и при подавлении бунтов. Но по-настоящему легкая русская кавалерия стала эффективной силой тогда, когда появились иммигранты (валахи, венгерцы, сербы и грузины), одетые в доломаны. Это произошло в период правления Анны Иоановны, пригласившей иноземцев служить русской короне, а заодно и поделиться особенностями тактики и методами ведения боевых действий.

Марш вперёд! Смерть нас ждёт!

В России мёртвая голова появилась на военной форме в 1812 году. В это время стараниями графа д’Оливейры и барона Боде был сформирован 1-й конный полк Санкт-Петербургского ополчения, получивший имя «Смертоносного гусарского». Он был обмундирован под явным влиянием уже успевшего прославиться брауншвейгского чёрного корпуса, в очень похожие чёрные мундиры с адамовой головой на шапке. Полк в составе Северной армии дошёл до Парижа и после завершения войны был расформирован.

В 1776 году сформировался Далматский гусарский полк. В 1801 году он стал прославленным Александрийским гусарским полком, известным как «Бессмертные» или «Чёрные» гусары. Полк ещё при императоре Павле I получил чёрные мундиры, а в эпоху Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов на волне общеевропейской моды на «смертоносные» части получил своё прозвище. Несмотря на то, что адамова голова использовалась александрийцами весь XIX век, она была лишь неофициальным символом, а на головных уборах гусар красовался общий для всей кавалерии герб.


Александрийский гусар, 1816 и 1912 года (фото: Joost Holscher. Death’s Head, The History of the Military Skull & Crossbones Badge)

При Николае II, когда кавалерийским полкам возвращались незаслуженно забытые имена, Александрийские драгуны снова надели роскошную гусарскую форму и наконец-то официально украсили шапки мёртвой головой. До наших дней дошла полковая песня александрийцев: «Марш вперёд! Труба зовёт, Чёрные гусары».

Служивший на юге под командованием храбреца генерала Якова Бакланова 17-й Донской казачий полк хотя и не носил чёрные мундиры, отличался особым полковым значком (неофициальным флагом командира полка) из чёрного шёлка с вышитым черепом и костями, окружёнными цитатой из символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». Эти слова — прямая отсылка к христианскому содержанию символики смерти.


Полковое знамя 17-го Донского казачьего полка (фото: Акунов В. «Смертию смерть поправ». Череп и кости в русской военной символике)

В 1904 году вечным шефом 17-го полка стал генерал Бакланов, а неофициальное прозвище — баклановцы — превратилось в имя полка.

Рождение гусарии

В 1458 году венгерский король Матвей приказал сформировать особый отряд из дворян для защиты от агрессии турок. Этот отряд должен был быть собран из дворян, каждый из которых должен был привести с собой 20 вооруженных слуг с верховыми лошадьми. Само собой, выполнить такой приказ могли лишь состоятельные люди, да и собираться только в случае непосредственной угрозы.

Однако идея пустила корни в соседнем королевстве. Поляки, большие любители подраться, да еще с пафосом, собрали подобное ополчение, организовав одну из лучших тяжелых кавалерийских подразделений в истории. Польская шляхта организовывала хоругви тяжелых гусар, снаряженных и вооруженных по последнему слову техники того времени.

Богатые доспехи из лучшего металла, отборные лошади со всего Польского королевства, множество видов оружия, в том числе огнестрельного, делали гусарию силой на поле боя.

Собственно, за эти крылья они и получили свое название, крылатые гусары. Помимо блестящей стали использовались леопардовые или тигровые шкуры, а сам по себе мундир условно можно назвать красным.

Впечатленные столкновениями со шляхетскими хоругвями на поле боя, русские военачальники решили завести у себя нечто подобное. Царским указом царя Алексея Михайловича в Москве были созданы первые гусарские хоругви, по примеру польских. Однако решительного вклада в войны они не внесли, тем более что армию ждали реформы Петра Алексеевича.

Образ

Историки до сих пор не могут сойтись во мнении, с кого списан образ поручика, сплошные предположения и домыслы. Родиной героя вполне может быть одна из девяти областей России (от Орловской до Тверской губернии) – в каждой обнаружен след дворян с фамилией Ржевский. Естественно, претендует на славу и город Ржев, причем, не на пустом месте: в летописи начала 14 века значатся князья Ржевские.

Северная столица России доказывает причастность к персонажу «на деле». В Санкт-Петербурге существует Ржевский артиллерийский полигон, земли которого когда-то принадлежали капитану Императорской армии Ржевскому.

Статуэтка поручика Ржевского

В версиях не сходится значимая деталь – воинские звания другие. Лишь один человек полностью соответствует персонажу в этом смысле. У Петра Великого служил поручик Юрий Ржевский, прапрадед Александра Пушкина. Мужчина еще до получения воинского звания обучался морскому делу в Италии. Вот только разбитным характером фольклорного тезки Юрий Алексеевич не отличался.

А, может быть, не стоит отталкиваться от фамилии, задумались исследователи. Так появился еще ряд версий. Например, писатель Юрий Войтов считает прототипом знаменитого поручика Николая Ашинова из Царицына. В конце 19 века наделал много шума, превратив в казачество часть земель африканского Сомали – поступок настоящего авантюриста.

Фраза «Мундир на вас, я вижу, павлоградский!» из «Гусарской баллады» навела на мысль украинского профессора истории Виктора Бушина, что Ржевский из родных мест.

Юрий Яковлев в роли поручика Ржевского

Но более всего достоин чести носить звание прообраза гусара подпоручик Сергей Ржевский – повеса и гуляка, живший в 19 веке в Тульской губернии, повергал в шок светское общество изощренными шутками и забавами. Как бы там ни было, Ржевского призывают считать собирательным образом.

Александр Гладков наделил поручика двумя главными чертами персонажа из стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер» – любовь к женщинам и пьянству. Получился разудалый задира, хвастун и игрок, который к тому же с иронией относится к высшему свету. Впрочем, нашлись в нем и положительные качества: Дмитрий Ржевский – человек храбрый и прямолинейный, преданный патриот, хороший друг.

Поручик Ржевский на коне

Позже, с середины 80-х годов, образ фольклорного поручика меняется. Неравнодушие к женщинам превращается прямо-таки в страсть, Ржевский предстает брутальным ловеласом с пробелами в образовании. Почти все анекдоты с сексуальным подтекстом, чего автор поручика даже не подразумевал.

Лицо Ржевского неизменно украшают усы, а вот мундир в литературных произведениях, постановках и фильмах меняется. Поручик предстает в форме Мариупольского, Гродненского или Лейб-гвардии гусарского полка, отсюда и путаница в воинской службе. В вопросе, где на самом деле служил Дмитрий Ржевский, тоже так и не разобрались.

Значение и происхождение фамилии Гусаров

1. Значение фамилии Гусаров

Фамилия Гусаров образована от прозвища Гусар, данного по роду занятий. Само слово «гусар» происходит от венгерского «huszar». Гусары — легковооружённые всадники XVII—XX вв.еков, носившие кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги. Все гусары брили бороды и носили усы. Кроме того, они слыли любителями женщин, вина и карточных игр. Согласно другой, менее правдоподобной версии, основой для фамилии послужило слово «гусар» в значении «щетка для прочистки чубуков». Гусар, со временем получил фамилию Гусаров.

2. Значение фамилии Гусаров

Обладатель фамилии Гусаров, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Гусаров могла восходить к прозвищу Гусар.

Само слово «гусар» появилось в русском языке в начале XVIII века от польского и венгерского «huszer», то есть «двадцатый».

В Венгрии гусары появились во второй половине XV века, когда король Матьяш Корш, победитель турок, назначил государственную повинность. Называлась она «Хус ар» («хус» — 20, «ар» — деньги). Это были деньги, выделявшиеся на каждого 20-го из списков дворян, которые должны были нести службу в армии.

Однако В. И. Даль отмечает, что слово «гусар» могло быть образовано от клика «hussa» — «ура».

Вполне возможно, что предок рода Гусаровых действительно был «легкоконным воином, гусаром». Но поскольку прилагательное «гусаров» имеет значение «к нему относящийся», не исключено, что такое прозвище получил «служилый человек при гусаре» (по аналогии с прозвищами Бояринов, Генералов и т. п.) или возглавлявший гусарский полк.

Уже в XV—XVI вв.еках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца.

Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий. Начало их закреплению положило духовенство, в частности киевский митрополит Петро Могила, который в 1632 году поручил священникам вести метрики рожденных, венчанных, умерших.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Происхождение фамилии Гусаров

Фамилия Гусаров в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% — украинское, в 10% — белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Фамилия Гусаров является достаточно редкой в областях России и стран ближнего зарубежья. В некоторых древних бумагах люди с этой фамилией относились к высшему обществу из русского тульского духовенства в XV—XVI вв.еках.

Театр, литература, песни

Спектакли с главным персонажем поручиком Ржевским проходят на сценах театров разных городов России. Первая постановка по пьесе «Давным-давно» увидела свет в канун Великой отечественной войны. В 1941 году Ржевского вывел на сцену Ленинградского театра Алексей Попов – режиссер за эту работу получил Сталинскую премию. До сих пор спектакль с успехом проходит в Центральном Академическом театре Российской армии. Поручик Ржевский в пьесе «Давным-давно»

В конце 1970-х годов персонаж попал в балет: премьера «Гусарской баллады» Тихона Хренникова состоялась в Мариинском театре. Художественным руководителем выступил Олег Виноградов.

В новом тысячелетии к образу поручика обратились режиссеры Ростовского молодежного театра, презентовав зрителю спектакль «Вперед, гусары!» и Хабаровского музыкального театра, где прошла постановка «Подлинная история поручика Ржевского».

Спектакль «Подлинная история поручика Ржевского»

Главная роль в столичных храмах Мельпомены доставалась блестящим актерам. Образ Ржевского примеряли Владимир Зельдин, Геннадий Гущин, Андрей Богданов и другие. Шурочку Азарову впервые представила публике Мария Бабанова, актрису сменяли Любовь Добржанская, Лариса Голубкина, Татьяна Морозова.

Гусар Ржевский может похвастать литературным багажом, в который вместилось около 20 художественных произведений. Авторы с рвением взялись за перо в начале 2000-х годов. Дмитрий Репин подарил читателям стихотворную работу «Поручик Ржевский. Гусарские стихи», Сергей Ульев написал роман «Поручик Ржевский, или Любовь по-гусарски», Юрий Войтов создал киноповесть «Честь имею, поручик Ржевский!»

Карикатура про поручика Ржевского

Разобраться в биографии персонажа предлагают документальные издания – «Личные воспоминания и все слышанное», выпущенное по мемуарам племянницы героя, княгини Ржевской, и «Поручик Ржевский и другие» под авторством Олега Кондратьева.

Взоры к гусару обращали и художники со скульпторами. В 1979 году Владимир Овчинников порадовал картиной «Поручик Ржевский», а скамейку около химического завода в украинском Павлограде украсила скульптура, приглашающая отдохнуть и заодно сделать фото с героем фильмов и анекдотов.

Поручик Ржевский на скамейке

Кстати, анекдоты – отельная тема в разговоре о поручике. Шквал смешных мини-историй хлынул после выхода картины «Гусарская баллада». Анекдоты в основном вульгарные, нарушают мыслимые рамки приличия. Поручик предстает в них пошляком, не умеющим поддержать разговор, хамом и наивным мужиком, который все воспринимает буквально.

В числе главных персонажей фольклора рядом с Ржевским оказалась Наташа Ростова, хотя ничего общего с поручиком не имеет. Появилась девушка в анекдотах после успеха фильма «Война и мир», снятого Сергеем Бондарчуком. Компанию Ростовой часто составляют и другие герои великого романа, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Иногда вдруг появляется сам Лев Толстой, а в роли советчика часто выступает Александр Пушкин. Это просто современники Ржевского, которых народ легко «подружил» друг с другом.

Любимый народный персонаж не оставляют в покое до сих пор, о гусаре слагают стихи и песни

Ржевского балуют вниманием даже рэперы. В 2022 году поклонники «титана российской рэп-культуры» Гарри Топора получили в подарок новый альбом «Человек в ежовых рукавицах», один из треков которого посвящен народном у герою. Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал»

К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица

Среди тезок гусара – популярная группа «Поручик Ржевский», дебютировавшая со скандальной песней «Ночь и бал». К созданию коллектива подошли с юмором: поручику подпевают Наташа Ростова и Анка Пулеметчица.

“Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I”

Какой была повседневная жизнь гусара в «золотой век» русской легкой кавалерии — царствование императора Александра I (1801–1825), на которое пришлись войны с наполеоновской Францией и «гроза Двенадцатого года»? Всё, что мы знаем о гусарах той поры, заимствовано в лучшем случае из художественной литературы — повестей Пушкина, стихотворений Лермонтова и Дениса Давыдова, романа Льва Толстого Но во всех этих произведениях гусары изображаются в некоем романтическом ореоле — «проза жизни» менее всего интересовала читающую публику XIX столетия. Книга же, которую держит в своих руках читатель, рассказывает как раз о буднях гусарской жизни, причем рассказ этот основан исключительно на документальном материале, по крупицам собранном известной писательницей и исследовательницей русской военной истории, членом Международного Наполеоновского общества Аллой Игоревной Бегуновой
Олег
Леонов, Сергей Попов, Александр
Кибовский

“Русский военный костюм.Армия Александра I: кавалерия”

Серия: Русский военный костюм. М., Фонд «Русские Витязи», 2014. Кавалерия, сыгравшая в Наполеоновских войнах столь значительную роль, являлась еще и самым красочным родом войск, своеобразной визитной карточкой армии. Мундиры различных видов российской конницы первой четверти XIX века отличались яркостью и разнообразием. Именно поэтому кавалерийским мундирам этого периода посвящен отдельный том серии «Русский военный костюм». Книга, написанная ведущими современными исследователями истории русского мундира, содержит наиболее полное описание кавалерийского обмундирования эпохи Александра I. Впервые на основе комплексного анализа законодательных актов, архивных документов, изобразительных и мемуарных источников проведена ревизия сведений, изложенных в фундаментальном труде «Историческое описание одежды и вооружения российских войск». Иллюстративный ряд книги составляет беспрецедентное количество изображений чинов русской кавалерии, портретов кавалерийских офицеров и фотографий реальных образцов обмундирования и вооружения, предоставленных ведущими отечественными и некоторыми зарубежными музеями и архивами, а также реконструкции, выполненные известными современными художниками. Кроме того, издание содержит графические изображения мундиров всех регулярных кавалерийских полков на все периоды правления Александра I.

———————————————-

Воинская служба[править]

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила „кавалерист-девица“ Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка. Современный автор Дм. Репин в произведении „Поручик Ржевский. Гусарская поэма“ (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Г. Харламов в передаче „Какие наши годы“ одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах „Городок“ Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: – Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: – По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а светло-песочно-серый. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (—), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Дмитрий Ржевский и Денис Давыдов – близнецы-братья

На самом деле, ни в дореволюционные времена, ни в эпоху «культа личности» поручик «в народе» не замечен. Разве что намекающий на ленинскую эпоху анекдотец: «Ржевский стал в 17-м году комиссаром. Отсюда и пошла пролетарская фамилия Комиссаржевский».

Считается, что народное творчество «про Ржевского» стало распространяться вскоре после выхода на экраны кинофильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Картина была снята по предвоенной пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Первоначальное заглавие этой героической комедии в стихах – «Питомцы славы». Именно под таким названием 7 ноября 1941 года состоялась её премьера в осаждённом Ленинграде; но ещё раньше, в августе, исполненная как радиопостановка, она звучала из уличных репродукторов вслед за металло-бархатным тембром великого диктора Юрия Борисовича Левитана, который читал фронтовые сводки.  Позже за произведением закрепился заголовок «Давным-давно» – по песне, звучавшей по ходу развития сюжета.

domkino.tv
Считается, что народное творчество «про Ржевского» стало распространяться вскоре после выхода на экраны кинофильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».

– и тому подобное.

В списке действующих лиц «Ржевский Дмитрий – гусарский поручик» обозначен третьим (после майора Азарова и его племянницы Шуры). Гладков отмечал, что «весь Ржевский вышел из стихотворения Дениса Давыдова “Решительный вечер”».

Генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов вне службы и войны был известным кутилой и дамским угодником. Стихотворение же «Решительный вечер», написанное «первым гусаром России» от первого лица в 1818 году, было обращено к его невесте – Софье Николаевне Чирковой, с которой он через год повенчался. Оно о том, как герой очень надеется получить сегодня вечером некое «желаемое мною». «А завтра – чёрт возьми!» – на радостях дорвётся до хмельного. В финальной строфе герой признаётся, что, и познав «назначенное судьбой» счастье, не остановится: «…о, и тогда напьюсь свинья свиньёю / И с радости пропью прогоны с кошельком!» Ну вот, чем не «пошляк» Ржевский?! В одном из автобиографических стихотворных очерков знаменитый «гусар, питомец славы» сам признавался, что он не только ловелас и «любитель чаш заздравных», но и – «расточитель острых слов»…

hermitagemuseum.org
Генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов вне службы и войны был известным кутилой и дамским угодником.

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Сербские гусары

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

https://youtube.com/watch?v=CW71oNYCF7E

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Гусары в ХХ веке

Первую Мировую войну гусары встречают как обычная кавалерия, используемая наравне с драгунскими полками. Кроме шитья и обозначения на погонах они себя практически ничем не выделяют из общей массы, в общем-то, бесполезной в позиционных боях конницы.

Поделившись на красных и белых, бывшие братья по оружию сражаются между собой на разных фронтах. Те, кто посвятил себя Белому делу, проиграв, навсегда уходит из истории, унося с собой лишь воинскую славу.

Те, кто встал на сторону Красной армии, через короткое время переформировывается в красную кавалерию. Большого притока именно в гусарские полки не было, а держать у себя анахронизм большевики не захотели.


Кликабельно

Неожиданное развитие получает в эти годы парадная гусарская форма. Захваченные большевиками склады, на которых пылилась в ожидании парад в Берлине новая форма, расходится по войскам. Нередко в те годы можно было увидеть расхаживающего в кивере красного кавалериста или выряженного в синий с шитьем доломан советского пехотинца.

Собственно, легендарные «красные революционные шаровары», полученные в подарок за стрельбы комвзвода Трофимовым, скорей всего имеют именно гусарское происхождение.

Русские гусары XVIII века

Петр Великий, занятый преобразование России, гусар в армии не вводил. Может просто не дошли руки, может в Европе они еще не набрали моду, может ему вполне хватало казаков в качестве легкой кавалерии. В 1723 году были призваны «охочие сербские люди» для поселения в России, из которых формировались и регулярные легкие кавалерийские части, подходящие под описание гусар по своей сути. Нельзя сказать, что они занимались разработкой того, что можно было бы назвать гусарским мундиром.

В эпоху правления «дщери Петровой», императрицы Елизаветы, досадная ошибка отсутствия регулярных гусарских частей была исправлена. Ивану Самойловичу Хорвату, сербу по национальности, приехавшему из Австрии, было поручено сформировать несколько гусарских подразделений. Дворяне, любившие яркость и богатство, быстро поняли преимущества новых полков в плане формы.

Тогда же формируется основы гусарской формы, сохранившиеся вплоть до начала ХХ века.

Что входило в форму первых российский гусар Елизаветы Петровны:

  • доломан, короткая куртка однобортного типа, со шнурами, имевшая воротник стойку;
  • ментик, так же короткая куртка, отороченная мехом, носившаяся поверх доломана, в теплое время накидывавшаяся на плечо с застежкой на верхний шнур, от чего создавалось впечатление «волочения»;
  • чикчиры, обтягивающие ноги кавалерийские рейтузы, часто из кожи лося;
  • кушакc гомбами, то есть перехватами;
  • ташка, небольшая сумка, свисающая в районе колен, с левой стороны, первоначально для патронов, но затем,скорее, для декора, обязательно на нее был нанесен вензель государя или государыни;
  • шапка, фетровая или меховая, замененная на кивер и фуражку в более позднее время;
  • перевязь патронташная и ремень карабина, как правило, из простой кожи черного цвета, носились крест-накрест.

Была у ранних гусар привилегия, которой завидовала вся остальная армия. Им не нужно было утомлять себя устроительством причесок их муки, буклей и прочего. Правда, Петр III и Павел решили иначе, но кавалеристам все равно было больше поблажек.

Интересно, что по армейским уставам офицеры и рядовые гусары почти не отличались по форме. Офицеры лишь должны были носить золотые и серебряные пуговицы и шитье, а так же желтые сафьяновые сапоги с позолоченными шпорами, не возбранялись и драгоценности.

Формировались новые гусарские полки, у них все время менялась расцветка формы, иногда кардинально. Формируется расцветка мундиров, красная, синяя, зеленая и черная в разных полках.

https://youtube.com/watch?v=-e5dXGvINR0

26 февраля 1784 года стал трагедией для тысяч гусар, так как указом императрицы Екатерины II все гусарские полки были переформированы в легко-конные. Несколько оставшихся подразделений были сбиты в один сводный полк и отправлены для опытов наследнику престола Павлу Петровичу. Правда, в 1788 году два полка вновь получили наименование гусарских, да и в армии их никто легко-конными особо не называл. Рубеж веков и Наполеоновские войны русская армия вновь встречала с бравыми гусарами.

Появление гусар в России

Гусары были особым родом войск, существовавшим в Российской империи еще до Петра Великого. В состав кавалерийских полков в те времена входили прежде всего венгры, а также украинцы, поляки и татарские всадники. Конница лихо врезалась в обозы противника, опрокидывала базы и уничтожала дозоры неприятеля. Бесстрашие кавалерии вошло в поговорку. Но тогда о единой форме у гусар, да и вообще в войске, никто и представления не имел: одевались во что придется, однако эффектный венгерский стиль был в приоритете.

Исследователями военной истории была определена дата первого в России лейб-гвардии конного полка – 31 декабря 1730 года, который явился преемником Кроншлотского полка драгун, основанного Петром Великим в 1706 году.

Инициатором создания конного полка являлась Анна Иоановна, нуждавшаяся в поддержке гвардии, но не пользовавшаяся любовью у старейших гвардейских полков: Измайловского и Преображенского.

Галантный XVIII век вступил в свои права, и российская гвардия стала элитным родом войск, чему немало способствовали элементы венгерского костюма, внесенные в гусарский мундир

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.


Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий