Римские спаты
Про то, у кого именно появились первые римские спаты, было уже сказано. Это галльские и германские вспомогательные войска, которые привыкли обращаться с достаточно длинными кельтскими мечами. Им короткие колющие гладиусы были не по нраву, поэтому варвары старались модернизировать короткие мечи, увеличивая длину их клинка до 70 см. После того, как спата проявила себя в реальных боях, в римском легионе ею были вооружены:
- Вспомогательная конница.
- Офицеры конских отрядов.
- Тяжелая конница.
- Вспомогательная пехота.
Ученые считают, что во времена поздней империи римские легионеры также были вооружены спатами, однако это мнение встречает множество доказанных опровержений, ведь в строю никакой меч не может заменить зарекомендовавший себя гладиус. Спата встречается не только в археологических находках. Об этом мече упоминает летописец Тацитус, описывая эпоху ранней империи.
Однако Тоцитус нигде не упоминал, какой именно национальности были легионеры. Только раскопки подтверждают тот факт, что спату нашли на территории Германии и, следовательно, большую часть вспомогательного войска составляли германцы. Но этот вопрос не так актуален, ведь формально вспомогательные войска считались римлянами. К тому же, дожившие до конца службы легионеры могли получать римское гражданство.
Римским железным веком называют времена периода с 1 по 400 годы н.э. Рассматривается територия северной Европы, хотя она фактически не принадлежала Риму. Зато на развитие Европы оказывала влияние римская культура. В болотах Холстени, Дании и Шлезвига было найдено огромное множество римских вещей. В их числе были и мечи, примерное время изготовления приходится на 200-400 гг. нг.э. Они были найдены в тайнике Nydam Mose в 1858 году. Сначала ученые предположили, что мечи являлись римскими спатами, однако найденный там же корабль викингов говорил о том, что мечи были местного производства.
История распространения и применения
Явары давно были известны в Китае и Японии.
По-вьетнамски такая палочка называется «тюй».
Предметы, с которыми можно использовать технику явары
В Европе XVII века такого рода оружие как различного вида кастеты также пользовались популярностью среди участников тайных кланов аристократии. В этом виде оружия было немало разновидностей: разного рода замысловатых драгоценных перстней на пальцах в виде незаметного кастета, скрытых стилетов, зажимаемых между пальцами или спрятанных в трости. Но в чистом виде — как палочки (кастет) — явары использовались только в азиатских странах.
В России такое оружие называлось «чижики» по аналогии с игрой в «чижа», где чижиком называлась заостренная палка, которую отбивали игроки. Бытовали и другие названия. Например, «чижик» проходил по общерусской классификации как «закладка», наряду с чугунными «чушками» и свинцовыми «ладошками». В некоторых кругах явара может быть известна как «царапка». Существовали и другие закладки, замаскированные под бытовые предметы.
Наилучшие результаты в бою дает одновременное употребление двух таких палочек, по одной в каждой руке. При работе с яварами используются резкие выпады и перемещения, работа на разных уровнях, совмещение ударов рук, ног и всего тела. Разумеется, в этой роли может выступать не только отшлифованная, идеально ровная деревяшка, но и любой подходящий сучок или кусок ветки, карандаш, шариковая ручка, металлическая трубка и многое другое, вплоть до вилки и расчески.
В процессе своей эволюции японский кастет значительно отдалился от своего прародителя, неважно, будь то ваджра или пестик, приобрел практичную форму, удобную для удержания в руке. На некоторых разновидностях явар стали появляться дополнительные элементы: шипы для фронтальных ударов, заостренные торцевые окончания.
Описание
Классический куботан представляет из себя цилиндрический стержень из твёрдой пластмассы, дерева или металла. Его размеры составляют приблизительно 14 см в длину и 1,5 в диаметре. Весит это приспособление 60 граммов или около. Для удобства захвата и применения на его поверхности обычно вырезают шесть поперечных полос. Обязательным является отверстие с кольцом на одном из торцов.
Несмотря на малые габариты и безобидный внешний вид, куботан является достаточно мощным оружием самообороны, с помощью которого можно справиться даже с противником, превосходящим вас в размерах и силе.
Неизменные спутники рыцарей
Меч с крестообразной рукояткой – главное оружие средневековых воинов, выступавшим своего рода символом рыцарства. Он превосходил другие виды холодного оружия по удобству и маневренности. В опытных руках метровый меч, весивший порядка 2-х кг, можно было задействовать с невероятной эффективностью. Остроконечный меч легко проникал сквозь броню и отсекал конечности.
Представители военной аристократии, отменно показавшие себя в сражениях, получали право именовать свое оружие. В мирное время его можно было даже носить с собой в общественных местах и использовать для самообороны.
К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.
Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:
- круппер – для защиты туловища;
- критнет – для шеи;
- шанфрон – для головы;
- пейтраль – для груди;
- фланшард – для боков.
Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.
Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.
Эпоха Возрождения
В конце 15 века появились первые письменные наставления по фехтованию. |
Спешивание значительной части европейских дворян, возглавивших в конце 15 века команды кораблей, а также появление отрядов стрелков и алебардщиков придало развитию искусства индивидуального боя дополнительный импульс. Сложившаяся в этот период итальянская школа фехтования включала приемы боя с мечом и кулачным щитом — баклером. В отсутствие щита или даги на левую руку набрасывался плащ. Меч по-прежнему рассматривался как оружие преимущественно рубящее, а «чистое» фехтование дополнялось ударами щитом и элементами рукопашного боя.
Неудобство тяжелых доспехов для пешего бойца, а также сомнительный уровень защиты, даваемый баклером, вынудили фехтовальщиков все-таки освоить вольты — приемы уклонения от вражеских атак. Особое значение увертливости бойца придавало и то, что парирование ударов мечом в 15—16 веках продолжало считаться нежелательным.
В это же время в среде ландскнехтов оттачивались приемы фехтования на кордах, отличительной чертой этих приемов была крайняя неразборчивость в средствах. На поле боя нет места длительным поединкам — противника требуется вывести из строя максимально быстро. Захват вражеского клинка ладонью в этой связи считался шагом отчаянным, но допустимым. Качество заточки все еще позволяло — при должном опыте — провести такой прием, не получив серьезной раны.
Развивалось в 15 веке и искусство пешего боя двуручным мечом. Хитрость владения этим оружием заключалась в том, что удары должны были наноситься вращательными движениями в горизонтальной плоскости, либо наискось. Заносить для каждого удара двуручный клинок было долго и тяжело, а в случае промаха при ударе в вертикальной плоскости такой меч неизбежно уходил бы глубоко в землю.
Наибольших успехов в фехтовании древковым оружием добились китайцы. |
Конечно же, подготовка требовалась также копейщикам и алебардщикам. Кроме ударов верхней и нижней частями древка, они имели в своем распоряжении так называемый «бросок». Атакуя «броском», воин совершал неожиданно далекий выпад, перехватив свое, в общем-то, двуручное оружие одной рукой за нижний конец. Впоследствии «бросок» получил репутацию самого грозного из приемов штыкового боя. Кстати, парируя удары серединой древка, алебардщик, чтобы не лишиться пальцев, также удерживал оружие одной рукой — той, что оказывалась выше точки удара. |
Время мушкетеров
При том же весе, что и шпага, рапира могла быть на 25 сантиметров длиннее. |
Стиль фехтования одним длинным мечом относится в мирах фэнтези к числу наиболее распространенных. И это очень печально, так как в средние века такой стиль не был и не мог быть известен. Средневековые мечи просто не годились для ударов «от локтя». Даже для того, чтобы пробить самый легкий доспех или разрубить кости, требовался широкий размах. Но размахиваясь, воин без щита должен был неизбежно раскрыться.
Для того, чтобы драться единственным клинком, необходимо очень легкое, преимущественно колющее оружие, которое нетрудно постоянно держать перед собой, нанося и отражая удары. Технические проблемы, связанные с превращением меча в изящную шпагу, были решены в 16 веке, но лишь в 17 столетии сложилась французская школа фехтования. Первая школа, в которой, как это принято ныне, противники становились правым, а не левым плечом друг к другу.
Отражение ударов клинком потребовало усложнить гарду. |
Легкое оружие обладает меньшей пробивной силой. В силу закона сохранения импульса отражать шпагой удары тяжелого палаша может оказаться очень трудно и даже болезненно. Тем не менее клинок наименьшего веса давал бойцу преимущество, так как позволял удерживать инициативу и экономил силы
Последнее было весьма немаловажно. Обычно длительность поединка измерялась секундами, но иногда он мог затянуться и на целую минуту, что соответствует продолжительности боя в современном фехтовании
А минута предельного напряжения физических сил и внимания — это много.
Шпаги длиной клинка 85 см и весом всего 850 граммов обладали минимальной инерцией и позволяли сразу же переводить парирование в молниеносную контратаку. Тем не менее боевое фехтование даже в исполнении мушкетеров 17 века все еще имело ряд существенных отличий от современного спортивного стиля.
В наше время для того, чтобы одержать победу, спортсмену требуется коснуться противника на 0,04 секунды раньше. Уколы нередко следуют один за другим почти мгновенно. Располагая и для атаки, и для обороны всего одной шпагой, фехтовальщик раскрывается в момент нанесения удара. По этой причине в бою воин делал разящий выпад не раньше, чем противник оказывался выведенным из равновесия, а его шпага отбита далеко в сторону. Но и в этом случае, если нанести действительно опасную рану не представлялось возможным, боец вовсе воздерживался от атаки.
Обычай фехтовальщиков 17—18 веков запрыгивать на столы и занимать более высокую позицию на лестнице связан с тем, что во французской школе удары по ногам считались опасными в первую очередь для тех, кто их наносит. Викинг, рубанув секирой ниже щита, имел все основания ожидать, что враг рухнет, как подкошенный. Римский легионер, вонзая корд противнику в колено, надеялся пересидеть ответный удар за щитом. Но один мушкетер, попав шпагой в бедро другому, лишь подвергался риску немедленно получить более опасную рану. |
Нерон – очередной пик распущенности
Аппетит приходит во время еды. Молодой император Нерон со своими экстравагантными выходками, может быть, в начале сам не подозревал о таящейся в нем разрушительной силе порока. В первые годы правления, когда он старался угодить плебсу угощениями, щедростью, покровительством артистов и Ювеналиями, а также личным участием в презираемых сенаторами артистических представлениях, он был чрезвычайно популярен. Однако популизм в Древнем Риме стоил дорого в прямом и в переносном смысле этого слова. Непризнанный сенаторами талант внезапно превратился в орудие мщения. Вместе с тем император стал похож на старуху у разбитого корыта – казна опустела. Кому начал мстить тщеславный Нерон? В числе врагов оказалась его собственная мать Агриппина Младшая, которая лучше других понимала странности характера своего маленького Монстра. Она успокаивала себя и халдеев (магов, предсказавших, что ее сын избавится от нее):
«Пусть умерщвляет, лишь бы властвовал»
Нерон, как и Калигула, пользовался услугами знаменитой отравительницы Локусты. Яд стал орудием мщения, но в то же время проверка яда на рабах превратилась в забаву и научный эксперимент. Кроме этого, император позволял себе лицезреть (и/или участвовать в сценах совокупления мужчин и женщин в своем собственном ложе). Маленькие, но частые, оргии в его доме прекратились по воле рока. Его признали врагом народа (hostis publicus), после чего он позорно бежал из Рима и принял смерть от рук своего возлюбленного – секретаря Эпафродита.
Затем, по закону синусоиды и после годового периода междуцарствия, в котором Римом управляли считанные месяцы императоры- временщики, к власти пришел военный генерал Веспасиан. На этом повествование можно закончить.
Падение Римской империи
К сожалению, мы не можем описать деятельность всех римских императоров и все перипетии их правления, иначе наша статья сильно рисковала бы стать необъятной. Отметим лишь, что после смерти выдающегося римского императора Марка Аврелия, императора-философа сама империя стала клониться к упадку. На римском троне воцарилась целая череда так званых «солдатских императоров», бывших полководцев, которые опираясь на свой авторитет в войсках, узурпировали власть.
В самой империи наблюдались упадки нравов, активно проходила своего рода варваризация римского общества – все больше варваров проникали и в римскую армию и занимали важные государственные посты в римском государстве. Произошел также демографический и экономический кризисы, все это медленно вело к гибели некогда великую римскую державу.
При императоре Диоклетиане произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Как мы знаем, Восточная римская империя со временем трансформировалась в Византию. Западная римская империя так и не смогла пережить стремительное нашествие варваров, а борьба со свирепыми кочевниками гуннами, пришедшими с восточных степей, окончательно подорвала мощь Рима. Вскоре Рим был разграблен варварскими племенами вандалами, чье имя также стало нарицательным, за те бессмысленные разрушения, которые вандалы причинили «вечному городу».
Причины падения Римской империи:
- Внешние враги, это, пожалуй, одна из главных причин, если бы не «великое переселение народов» и мощный варварский натиск Римская империя вполне могла бы еще просуществовать пару веков.
- Отсутствие сильного лидера: последний талантливый римский генерал Аеций остановивший продвижение гуннов, одержавший победу в битве на Каталунских полях был коварно убит римским императором Валентинианом ІІІ, который опасался соперничества со стороны выдающегося генерала. Сам император Валентиниан был человеком весьма сомнительных моральных качеств, разумеется, с таким «лидером» участь Рима была предрешена.
- Варваризация, по сути, на момент падения западной Римской империи варвары уже ее поработили изнутри, так как многие государственные посты были заняты именно ими.
- Экономический кризис, который в поздней Римской империи был вызван глобальным кризисом рабовладельческого строя. Рабы более не желали безропотно трудиться от зари до зари на благо хозяина, то тут, то там вспыхивали восстания рабов, это вело и к военным расходам, и к подорожанию предметов сельского хозяйства и общему упадку экономики.
- Демографический кризис, одной из больших проблем Римской империи стала высокая детская смертность и маленькая рождаемость.
Традиции Сатурналий
Сатурналии включали череду ритуалов, которые жрецы должны были соблюдать точно и в соответствии со строгой очередностью. Первым этапом становилось разрезание пут на статуе Сатурна и поднесение ему даров. В качестве жертвы римляне использовали мясо, вино, мёд.
На Сатурналии нередко забивали козла, священное животное Сатурна. Позднее этот ритуал породил изречение “козёл отпущения”, что изначально использовалось как именование жертвенного животного, а позднее стало использоваться в переносном смысле.
Когда путы со статуи бога падали на землю, жрецы восклицали: «Ио, Сатурналии!». Это восклицание призывало народ к веселью и празднованию. Удивительным образом привычная жизнь менялась во время Сатурналий. На этот период приостанавливались военные действия и казни преступников, не разрешалось выносить смертные приговоры, поощрялись азартные игры (даже на государственном уровне).
В древнеримских преданиях Сатурн является воплощением свободы и независимости, и именно поэтому особые привилегии в Сатурналии получали рабы. Они могли почувствовать себя совершенно свободным, наслаждаясь пиршеством и повелевая своими хозяевами.
Лоуренс Альма-Тадема«Слава Цезарю! Ура Сатурналии!»
История [ править ]
История производства
БМП Брэдли горит после попадания иракского танка Т-72 во время битвы за 73 Истинг , февраль 1991 г.
M2, который был назван в честь генерала Второй мировой войны Омара Брэдли , несет экипаж из трех человек и съемный пехотный отряд из шести человек .
С момента поступления на вооружение армии США в 1981 году было произведено 4641 M2.
Даже после тяжелой истории разработки Bradley после начала производства возникли дополнительные проблемы, как описано в книге полковника ВВС Джеймса Г. Бертона. Бертон выступал за использование комплексных огневых испытаний для полностью загруженных военных машин для проверки их живучести. Армия и флот согласовали и установили программу совместных испытаний боевым огнем в 1984 году. при испытании Брэдли между Бертоном и Баллистической исследовательской лабораторией (BRL) на Абердинском полигоне возникли разногласия., которые предпочитали более мелкие, более контролируемые тесты «строительных блоков», которые можно было бы использовать для улучшения баз данных, используемых для моделирования живучести транспортных средств, в отличие от полных тестов со случайными выстрелами, которые снижают вероятность систематической ошибки, но дают мало полезных статистических данных. Кроме того, Бертон настаивал на серии « сверхматчевых » испытаний, в ходе которых по «Брэдли» будут стрелять системы оружия, которые, как известно, могли легко пробить его броню. Бертон считал попытки избежать таких испытаний нечестными, в то время как BRL посчитал их расточительными, поскольку они уже знали, что машина выйдет из строя. Разногласия стали настолько спорными, что Конгресс инициировал расследование.В результате испытаний были добавлены дополнительные улучшения в живучести машины.
История
Во время войны в Персидском заливе M2 Bradleys уничтожил больше иракской бронетехники, чем M1 Abrams . Двадцать Брэдли были потеряны — три из-за вражеского огня и 17 из-за инцидентов с дружественным огнем; еще 12 были повреждены. Стрелок некоего Брэдли был убит, когда его машина была поражена иракским огнем, возможно, с иракской БМП-1 , во время битвы на 73-м Востоке . Чтобы исправить некоторые проблемы, которые были определены как способствующие факторы в инцидентах с дружественным огнем, к Bradleys были добавлены инфракрасные идентификационные панели и другие меры маркировки / идентификации.
Во время войны в Ираке «Брэдли» оказался несколько уязвимым для самодельных взрывных устройств (СВУ) и реактивных гранатометов (РПГ), но потери были небольшими — доктрина заключалась в том, чтобы позволить экипажу сбежать за счет машины. По состоянию на начало 2006 г. общие боевые потери составляли от 55 до 150 Брэдли. К 2007 году армия перестала использовать M2 Bradley в бою, отдав предпочтение более живучим MRAP . К концу войны около 150 Брэдли были уничтожены.
Замена
Армия США сначала намеревалась заменить Bradley в рамках программы пилотируемых наземных транспортных средств Future Combat Systems , которая началась в 1999 году и была отменена в 2009 году. В 2010 году армия приступила к программе наземных боевых машин для замены Bradley на GCV Infantry. Fighting Vehicle , но GCV был отменен в 2014 году. Неофициальные обсуждения следующего проекта были названы Future Fighting Vehicle (FFV), но официальная разработка так и не началась.
Средние века
В 3 веке до нашей эры важной вехой в развитии фехтования стало появление в Галлии спаты — первого «настоящего» меча, название которого стало нарицательным и постепенно трансформировалось в европейских языках в «шпагу». При длине клинка 65 сантиметров и весе 1,3 килограмма, откованная из 2—7 полос железа и стали спата обычно имела скругленный конец и предназначалась только для рубящих ударов
Такой меч хорошо подходил как пешему бойцу, так и воину, сидящему на невысокой лошади. Несмотря на скептическое отношение римлян к рубящему оружию, они не могли не признать, что в поединке более тяжелая и длинная спата имела преимущества по сравнению с гладиусом.
Античное фехтование на кинжалах мало походило как на современное, так и на средневековое фехтование. |
Вскоре после покорения Галлии спаты были приняты на вооружение римской кавалерией. От римлян спата перешла к франкам, прослужив до 8 века, когда появление стремени и увеличение роста лошадей вынудило всадников использовать более длинные каролингские мечи.
Характерно, что боевые приемы пришедших на руины римской цивилизации варваров первое время имели удивительно много общего с гомеровской «пляской Ареса». Так, по сообщению Сидония Апполинария, «франки Хлодвига метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, они опережали пущенные ими дротики».
Как и грек-ахеец, франкский воин должен был уметь быстро бегать, метко метать копья и ловко «ворочать щитом». А в скандинавской «Саге об Эгиле» поединок двух викингов описывается следующим образом:
«…Сигмунд бросился на Скарпхедина и тотчас же нанес ему удар копьем и попал в щит. Скарпхедин отрубил древко копья, поднял секиру и разрубил Сигмунду щит до середины. Сигмунд нанес Скарпхедину удар мечом и попал в щит, так что меч застрял. Скарпхедин с такой силой рванул щит, что Сигмунд выпустил свой меч. Скарпхедин ударил Сигмунда секирой…» |
Как можно заметить, манера фехтования Скарпхедина и Сигмунда не отличается особым изяществом. Противники не уклоняются от ударов и не пытаются парировать их, всецело полагаясь на щиты. Благо за время поединка этот элемент снаряжения дозволялось сменить трижды.
Попытки увернуться от вражеского клинка в то время почитались пустой потерей времени. Низкое качество стали вынуждало бойцов вкладывать в удары максимальную силу: не только секирой, но и относительно легким мечом невозможно было рубануть «вдруг» — без подготовки. Уклоняющийся воин не мог одновременно заносить меч и просто «пропускал ход».
В таких латах особо не попрыгаешь. |
Еще более тяжеловесной выглядела схватка между спешенными рыцарями. Жесткие латы, с одной стороны, замедляли движения противников, а с другой — вынуждали их отвешивать друг другу сокрушительные удары.
Тем не менее было бы ошибкой считать, что средневековый бой, подобно рубке дров, требовал одной лишь физической мощи. Именно умение ударить внезапно и коварно (например, ниже щита по ногам) оружием, совершенно для этого не подходящим, предполагало наличие большого опыта.
Огромное значение для жителей средневековой Европы имело также конное фехтование — искусство совершенно особое, ничего общего с навыками пешего боя не имеющее. Налетая на противника, всадник имел время нанести только один, зато многократно усиленный сложением скоростей удар. И этот удар требовалось очень точно рассчитать. |
Без щита | ||
Конечно же, сказать, что воины средних веков вовсе не умели обходиться без щитов, будет преувеличением. В пылу сражения бойцы нередко намеренно забрасывали щиты за спину, чтобы перехватить двумя руками рукоять меча или секиры. Так скорее можно было изрубить вражеский щит, заставить противника отступить или опрокинуть его мощным ударом. Средневековые мечи, как и мечи римские, были отлично приспособлены для парирования. Другой вопрос, что рыцари считали защиту мечом нецелесообразной. Несмотря на то, что ближайшая к гарде треть клинка, как правило, не затачивалась, в столкновениях с чужим оружием меч слишком быстро приходил в негодность. Но дело было не только в порче меча. Главное — встретив вражеский выпад щитом, воин автоматически оказывался в удобной позиции для нанесения ответного удара. Парирование же (как и уклонение) не позволяло перехватить инициативу.
|
Чем патриции отличались от плебеев
Основным отличием патриций от плебеев является происхождение. Патриции – граждане Древнего Рима, которые сохранили родословную до первых сенаторов. Существует легенда Плутарха, которая гласит, что Ромул, основатель Рима, отобрал сотню граждан, отличившихся умом, мудростью и добросердечием и сделал их своими советниками. Собрание этих советников именовалось сенатом, а самих сенаторов патрициями, т.е. отцами народа
Этим Ромул акцентировал внимание на том, что патриции должны думать и заботиться об уровне жизни жителей Рима
Плебеи не были полноправными гражданами, как патриции. Все изменила борьба за Священную гору. После победы и решения плебеев покинуть Рим, патриции внесли изменения в правах плебеев и ввели должности трибунов и их помощников – эдилов.
В этом и состоит основное отличие данных классов.
Культура
Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.
Картины
В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».
Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.
Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).
Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.
В музыке
https://www.youtube.com/watch?v=7DldI22ObPoVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Ария – Колизей (https://www.youtube.com/watch?v=7DldI22ObPo)
Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.
Древнеримская эпоха
Изначально в эпоху Древнего Рима патрициями считалось все коренное население без исключения. Эти люди входили в родовую общину и являлись основной составляющей римского народа.
Позже была проведена реформа, и из народа в особый класс были выделены известные патриархальные семьи. С этого момента к категории патриции стали относиться лишь представители родовой земельной аристократии. Обязательным условием была принадлежность людей к предкам, которые составляли некогда царский сенат.
Существовало два пути отнесения к аристократии:
- Ребенок наделялся этой почестью непосредственно при рождении. Это был наиболее распространенный вариант.
- Также принадлежность к знати ребенок мог получить в том случае, если соответствующая семья брала его на усыновление.
Примечательно, что после смерти человек утрачивал право принадлежности к аристократии. По определенным причинам, это право некоторые утрачивали еще при жизни.
Позднее произошло еще одно преобразование. в ходе которого патриции стали относиться к господствующему классу населения. Другими словами, это было сословие Римской Республики. Они обладали исключительным правом на обладание общественными землями.
В последних веках до нашей эры патриции были объединены с низшими слоями населения и уравнены с ними в правах. С этого момента общественность получила новое название — нобилитет.
Как появился юлианского календарь
В 1945 году до нашей эры Юлий Цезарь потребовал реформирования календаря, в результате чего появился юлианский календарь. Он был разработан Сосигеном Александрийским, астрономом и математиком, который предложил 365-дневный календарь с високосным годом, наступавшим раз в четыре года. Хотя ученый того времени переоценил продолжительность года примерно на 11 минут, календарь теперь довольно точто синхронизировался с Солнцем.
Папа Римский Григорий XIII, по календарю которого мы живем по сей день
В новом календаре Цезаря было еще одно новшество — новый год начинался 1 января, в день, когда его консулы (пара мужчин, составлявших исполнительную власть империи) вступали в должность. Несмотря на то, что юлианский календарь используется веками, дата нового года иногда переносилась. В частности, христиане отмечали Новый год в разные дни.
Юлианский календарь оставался почти неизменным до 1582 года, когда Папа Григорий XIII его скорректировал, чтобы повысить точность. В старом календаре было 365,25 дня. Новый календарь включал в себя 365,2425 дня. В результате этой корректировки даты были сдвинуты примерно на две недели.
Только после этой реформы дата 1 января стала для многих людей началом нового года. Но, православная церковь, как известно, осталась привержена старому стилю, поэтому Рождество отмечает позже, чем, к примеру, католическая церковь. Благодаря этому у нас имеется уникальная возможность отмечать Новый Год два раза в году — 1 января и 14 января.
Вакханалии в Древнем Риме – продолжение
Культ Диониса (Вакха) заимствован римлянами у греков и распространился сначала на Юге Италии, а после начала изнурительной войны с Карфагеном стал особенно распространенным. Религиозный экстаз женщин, убиение животного и ритуальное поедание сырой плоти в уединенных местах имело для древних людей гомеопатический эффект единения с богом, дающим силу и уверенность.
Когда в тайный обряд стали посвящать юношей и взрослых мужчин, естественно, были нередки случаи массовых совокуплений представителей обоих полов в разных вариациях. Римский сенат в 186 г. до н. э. запретил вакханалии, а участники и организаторы подверглись преследованиям. Почему отцы Рима были так обеспокоены этим ритуалом? Инстинкт самосохранения воинственной нации – таков ответ.
Цитируем Ливия, передавшего в пространной форме обращение консула Постумия к Сенату:
Как видно, массовая сексуальная распущенность в республиканском Риме не оставалась безнаказанной. Однако историки и интерпретаторы этого феномена чаще обращаются к имперскому периоду в Риме. Был ли Рим императорский средоточием похоти, исходящей от сознания безграничной власти и величия правителей? Очевидно, нужно различать сексуальные забавы плебса и те же забавы в залах императорских дворцов. Все знают, что проституция в древнем Риме не возбранялась, а жрицы любви пользовались гораздо большим уважением, нежели нынешние. Итак, ипостаси римской морали, или