Рапира: смертельное оружие, предок кортика, потомок гладиуса и… шампур

Строение рапиры

Клинок рапиры

Условно клинок рапиры можно разделить на три части:

  • Сильная часть — незаточенная область клинка предназначенная для отражения атак противника, как правило эта часть клинка снабжалась долом, для облегчения общего веса и создания дополнительных рёбер жесткости. Дола как правило имела длину не более 1/3 от общей длины клинка;
  • Слабая часть клинка — могла как затачиваться так и нет, в зависимости от того, предназначалась ли рапира для нанесения режущих ударов или обладала сугубо колющей функцией. В слабой части клинка, как правило располагался центр удара, находящийся на расстоянии 10 — 20 см. от острия, в зависимости от длины клинка;
  • Остриё — заточенная конечная часть клинка рапиры(конец). Практически по всей длине клинка, начиная от долы и заканчивая остриём проходили рёбра жёсткости, предназначенное для усиления колющей функции рапиры. Таким образом клинок в сечение представлял собой уплощённый или объёмный ромб, в зависимости от своей функциональной принадлежности(колюще-режущий или только колющий).

Эфес рапиры

Эфес рапиры — самая её красивая и сложная по строению часть. Нет смысла описывать его полностью, но хотелось бы выделить три части общие практически для всех его типов:

  • Навершие(противовес) — обеспечивал нужный баланс для рапиры. У правильно сбалансированной рапиры точка равновесия находится на расстоянии 5 — 10 см. от гарды, а не у её основания, как иногда ошибочно считается;
  • Рукоять
  • Гарда — предназначалась для защиты кисти от ударов. По строению была самой сложной частью рапиры, определяющей её тип. Многообразию гард рапир практически нет предела, но всё-же можно выделить три основные типа, которые были популярны в определённый период.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьем, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создает необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифленую поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, острие.

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Острие – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары острием, во избежание поломки оружия.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жесткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнется… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Терминология

Период, термин рапира появляется как на английском, так и на немецком, почти одновременно, в середине 16 века, для обозначения легкого, длинного, остроконечного меча. Это заем из среднефранцузского шпага рапира, впервые зафиксировано в 1474 году. Происхождение рапиры более чем вероятно испанское. Его название – это «насмешливое» описание испанского термина «ropera». Испанский термин относится к мечу, используемому в одежде («espada ropera», парадный меч), ​​поскольку он используется как аксессуар для одежды, обычно для моды и как оружие самообороны. Немецкий язык XVI века рэппер описал то, что считалось «иностранным» оружием, импортированным из Италии, Испании или Франции.Du Cange в своем среднелатинском словаре цитирует форму Рэперия из латинского текста 1511 года. Он предполагает производное от греческого ραπίζειν «бить».Аделунг в своем словаре 1798 года записывает двойное значение немецкого глагола раппьер: «фехтовать рапирами» с одной стороны, и «растереть, натереть (особенно табачные листья)» с другой.

Термины, используемые итальянскими, испанскими и французскими мастерами во времена расцвета этого оружия, были просто эквивалентом «меча», т.е. Spada, эспада, и шпага (espée). Когда нужно было указать тип меча, испанцы использовали Эспада Ропера («парадный меч», записано в 1468 г.), а итальянский spada da lato “клинок” или spada da lato a striscia (на современном итальянском просто Striscia «полоса»). Испанское имя было впервые зарегистрировано в ласе. Коплас-де-ла-панадера, написано Хуаном де Мена примерно между 1445 и 1450 годами.

Клементс (1997) классифицирует колющие мечи с плохой режущей способностью как рапиры, а мечи с хорошими колющими и режущими способностями как рубить и колоть мечи.

Термин «рапира» также применяется археологами к несвязанному типу меча бронзового века.

Прочность рапир

Существуют исторические свидетельства того, что рапиры могли расколоться во время боя. Они трескаются на телах или от ударов друг о друга. Лезвие рапиры было довольно тонким и легким, что сказывалось на его прочности. В результате он ломается при соприкосновении с любым твердым предметом. Известно, что мастера этого оружия рекомендовали не наносить удары наконечником, или, по крайней мере, не делать это слишком сильно.

Хотя лезвия рапир хрупкие, они не так подвержены повреждениям. Рапиры могли быть довольно сильными и отражать удары более тяжелого оружия, но только используя средние, более прочные части клинков, бейлы, или отклоняя удары, не ставя жестких блоков. Лучшим решением было уклониться от удара, а не отразить его.

Исторические школы фехтования на рапирах

Италия

  • Antonio Manciolino, Opera Nova per Imparare a Combattere, & Schermire d”ogni sorte Armi – 1531 год
  • Achille Marozzo, Opera Nova Chiamata Duello, O Vero Fiore dell”Armi de Singulari Abattimenti Offensivi, & Diffensivi – 1536 год
  • Anonimo Bolognese, L”Arte della Spada (Рукописи M-345/M-346) – (начало или середина 1500 годов)
  • Giovanni dall”Agocchie, Dell”Arte di Scrimia – 1572 год
  • Angelo Viggiani dal Montone, Trattato dello Schermo – 1575 год
  • Camillo Agrippa, Trattato di Scientia d”Arme con un Dialogo di Filosofia – 1553 год
  • Giacomo di Grassi, Ragion di Adoprar Sicuramente l”Arme si da Offesa, come da Difesa – 1570 год
  • Marco Docciolini, Trattato in Materia di Scherma – 1601 год
  • Salvator Fabris, De lo Schermo ovvero Scienza d”Armi – 1606 год
  • Nicoletto Giganti, Scola overo Teatro – 1606 год
  • Ridolfo Capoferro, Gran Simulacro dell”Arte e dell”Uso della Scherma – 1610 год
  • Francesco Alfieri, La Scherma di Francesco Alfieri – 1640 год
  • Giuseppe Morsicato Pallavicini, La Scherma Illustrata – 1670 год
  • Francesco Antonio Marcelli, Regole della Scherma – 1686 год
  • Bondi” di Mazo, La Spada Maestra – 1696 год

Испания

  • Camillo Agrippa
  • Jeronimo Sanchez de Carranza, De la Philosofia de las Armas – 1569 год.
  • Luis Pacheco de Narvaez, Libro de las Grandezas de la Espada – 1599 год.

Нидерланды

Girard Thibault, Academie de l”Espee, ou se demonstrant par Reigles mathematiques, sur le fondement Cercle Mysterieu – 1628 год.

Германия

  • Paulus Hector Mair, Opus Amplissimum de Arte Athletica – 1542 год
  • Joachim Meyer, Thorough Descriptions of the free Knightly and Noble Art of Fencing – 1570 год
  • Jakob Sutor, Neu Kunstliches Fechtbuch – 1612 год

Классическое фехтование

Классические школы фехтования утверждают, что унаследовали аспекты форм рапиры в их системах. В 1885 году, учитель фехтования Эджерон Кастл написал: «есть мало сомнений, что французская система фехтования может быть прослежена к ее происхождению, к древнему итальянскому искусству фехтования; современная итальянская школа, конечно же произошла от того же источника». Эджерон Кастл отмечал, что «итальянцы сохранили форму рапиры, с чашкой, пас-даном (фр. Pas D`ane – термин для описания одного из овалов, формирующих сложную гарду), и квиллионами, но с тонким четырехгранным клинком».

Массовая культура и развлечения

Несмотря на широкое использование рапиры в 16-17 веках, множество фильмов про этот период показывают фехтовальщиков со шпагами. Настоящий бой на рапирах не имел молниеносных уколов и изображаемого парирования ударов. Режиссер Ричарж Лестер попытался более точно показать традиционную технику фехтования на рапирах в фильмах «Три мушкетера» и «Четыре мушкетера». С тех пор многие более поздние фильмы, такие как «Принцесс-невеста» и «Королева Марго» использовали рапиры, а не более позднее оружие, хотя хореография боя не всегда точно изображала исторические методы фехтования.

Первые ножи были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Увы, человек быстро понял: нож прекрасно режет не только туши, но и других людей. Так зародились клинки, мечи и прочие оружия убийства.

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Смертельный бой — кому подходит и где взять

Смертельный бой — копье с четырьмя звездами и 41 единицей базового урона. При нахождении рядом с его владельцем двух и более противников, его сила атаки и защита увеличивается на 16-32%. Если же рядом с персонажем менее двух противников, его атака усиливается на 24-48%.

Универсальное копье, которое позволит эффективно сражаться в толпе и в поединках с одиночными противниками (в том числе, с боссами). В принципе, такое оружие подойдет любому копейщику, но основные дамагеры, вроде Чжун Ли и Сян Лин, выжмут из него максимум пользы.

Где взять Смертельный бой? Только в боевом пропуске, где это копье выпадет в качестве награды. 

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

  • для «истфехта» и «спортфехта»;
  • боевые с кольцевой гардой;
  • типа «паппенхаймер»;
  • с чашеобразной гардой;
  • дуэльные рапиры ;
  • прочие разновидности.

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.

Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Оружие оставило наследие в истории. Это и появление клинка в многочисленных видеоиграх, школы фехтования на рапирах и олимпийская дисциплина, аббревиатура для языка программирования «РАПИРА», советское орудие МТ-12 «Рапира» и британская ЗРК «Rapier» и негласное звание национального испанского оружия, прошедшего пятисотлетний путь.

Немного этимологии и истории названия меча

Слово «спата» имеет древнегреческое происхождение spathe, означающее «наличие любого широкого клинка, деревянного или металлического», а также «широкого клинка в мече». Тем не менее, данный термин «спата» был принят и римлянами. Предтечами спаты в III столетии до н.э. были длинные кельтские мечи. Спата появилась в Римской империи в I веке в качестве стандартного оружия во вспомогательных войсках (auxiliaries). В дальнейшем это был стандартный меч в тяжелой пехоте, тогда как у легкой пехоты в ходу были гладиусы. По-видимому, спаты просто заменяли гладиусы для первых рядов, чтобы пехотинцы обладали большей досягаемостью во время боя.

Археологи находили множество спат в Британии и Германии. Они пользовались широкой популярностью у германских воинов, однако доподлинно не известно от какого именно оружия пошло эволюционирование спат. Мечи оставались популярными в течение всего времени Великого переселения народов в IV-XII столетиях. Есть вероятность, что спаты переросли в рыцарские мечи Высокого Средневековья примерно в 1100 годах. Однако это пока недоказуемо, хотя бы потому, что детали изготовления спат исследователям старины неизвестны.

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.

Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

В чем особенность шпаги?

Шпага — это, возможно, исторически более важное оружие, нежели рапира или сабля. Например, рапира была придумана именно для обучения фехтовальщиков — шпагу облегчили раза в полтора, и для предотвращения травм ограничили площадь тела, куда надо бить.. То есть, рапира произошла от шпаги

Это тоже колющее оружие весом до 770 г. И правила фехтования здесь одинаковые — запрещены рубящие действия. Но по сравнению со соревнованиями по рапире есть два важнейших отличия:

То есть, рапира произошла от шпаги. Это тоже колющее оружие весом до 770 г. И правила фехтования здесь одинаковые — запрещены рубящие действия. Но по сравнению со соревнованиями по рапире есть два важнейших отличия:

  • колоть можно в любую часть тела, кроме затылка;
  • отсутствует правило приоритета. Кто раньше совершил укол, тому судьи и присуждают очко.

Естественно, что в таких условиях в шпаге защитная тактика куда более важна, чем в рапире и саблях, и из-за этого и матчи проходят длиннее. Однако нейтральным зрителям, впервые включившим фехтование, это будет самый понятный вид «сражения».

Испанская чашка эфеса

В первой половине 17 века, людям пришла в голову светлая идея. Гарда сделанная из полноценного металлического листа, лучше защищает кисть, чем многочисленные изогнутые в разные стороны дужки и кольца.

Затем постепенно она перекочевала в Италию и прочие Европейские страны. Помимо хорошей защиты руки, рапира сильно упростилась в изготовлении. Изделие приобрело характер попроще: та самая чаша, длинная крестовина и единственная дужка.

С появлением нового эфеса, на задний план ушли украшения золотом и прочими драгоценностями. В моду вошла простота и лаконичность. Единственное украшение, которое себе позволяли некоторые состоятельные владельцы, было заказать гравировку на чашу.

Но к сожалению испанская чаша немного запоздала, так как рапира стремительно выходила из моды. На смену шли французские шпаги. И французская техника фехтования начала набирать обороты в конце 17 века. Длинная и громоздкая рапира перестала цениться модниками.

Эфес — испанская чаша.

Участие в состязаниях

Устанавливаются общепризнанные отличиярапиры от шпаги в фехтовании. Оружие определяет, какую технику в процессе ведения боя будут применять участники, их тактику во время спортивного состязания.

Турниры проводятся отдельно для женщин и мужчин. На наконечник установлен специальный датчик. Когда наносится колющий удар с силой не менее 0,55 кг, он фиксирует это. Укол может быть нанесен во все части тела, кроме затылка.

Если соперник нанес удар быстрее (в течение 0,25 с), аппарат воспримет давление на датчик. Приоритета действий в этой категории соревнований нет. Если в указанный временной промежуток удар поступил от обоих соперников, они присуждаются обоим участникам. Это одна из главных особенностей представленного вида спортивного оружия.

История оружия

В конце Средневековья вместо тяжелых брутальных мечей все чаще стали использовать изящные легкие рапиры, шпаги. По сути, они представляли собой то же самое оружие, только с более узким лезвием и сложной гардой. Обе модели прошли долгую историю развития, приобрели особые характеристики.

Шпага — это тяжелый колющий вид оружия, состоит из клинка и рукоятки. Появилось оно на этапе распространения огнестрельных моделей по территории Европы на фоне постепенного отказа от тяжелых кольчуг и лат. Впервые модели стали использоваться в Испании, где и завоевали популярность к 1460-м годам.

Шпаги активно использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII века, затем их вытеснили сабля и палаш. Существовало два типа холодного оружия: гражданское и армейское. Первый вариант отличался меньшим весом, затачивали его только на кончике острия, второй — использовали воины.

Рапира, в отличие от шпаги, исторически представляла собой облегченный вариант оружия. Впервые появилась в Испании к концу XV столетия. Изначально использовалась в качестве парадного меча, ее украшали драгоценными камнями. Чуть позже появился боевой вариант, дополненный специальной гардой, которая защищала руку.

Максимального распространения рапира достигала в XVI–XVII веках. На протяжении всего этого периода оружие подвергалось изменениям, совершенствовалось, согласно модным тенденциям тогдашнего времени. Кроме того, свои коррективы вносили фехтование, появление новых требований.

С XVIII рапиру сильно потеснили легкие короткие шпаги. Во Франции использовались граненые модели, в Италии — укороченные примерно на треть. Такое оружие характеризовалось меньшим весом, поэтому фехтовать им было гораздо удобнее.

Первые испанские шпаги назывались espadas roperas. Слово espadas означает «шпага», а «roperas» — «рапира», многие исследователи склонны полагать, что изначально они были синонимамиШпаги использовались в кавалерийских, пехотных полках до начала XVIII векаИзначально украшенная драгоценными камнями рапира была альтернативой парадному мечу

Шпага историческая

Шпага (от итал. spada) – производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

Советские кортики

В 1916 году было вызвано негодование моряков, когда кортик стал оружием старших офицеров различных родов войск и даже врачей. Также по кортику нанесли непоправимый удар, распорядившись раздарить изделие всем генералам, офицерам и военным чиновникам.
Морской кинжал перестал быть таковым, он появился у многих. Но следует заметить, что сухопутные атрибуты не имели впечатляющего вида. В 1924 была предпринята попытка к отмене этого предмета. Лишь в 1940 году кортик вернулся в Советский флот.

Его начали выдавать вместе с погонами выпускникам высших военно-морских академий. Вручение происходило в торжественной обстановке. После Великой Отечественной воны, изделие уменьшилось в размерах. Общая длина кинжала составляла 320 мм, на клинок приходилось 215 мм.

Кортики Советского времени.

Т-12 Рапира, 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка

100-мм противотанковая пушка Т-12 Рапира, разработанная в КБ Юргинского машиностроительного завода № 75, стала первым отечественным гладкоствольным орудием с 1860 года. Необходимость в таком орудии назрела с появлением у заочного противника танков с очень мощным противоснарядным бронированием. Так, появившийся в 1955 году британский танк Conqueror, имея 130-миллиметровую лобовую и 200-миллиметровую башенную броню, мог вполне противостоять снарядам нашей БС-3 , а три года спустя в США появился танк Т-103, маска пушки которого имела 254-миллиметровое бронирование. Применение гладкого ствола было вызвано первоначально борьбой за его живучесть. Многие спрашивают, почему грабиские разработки длинноствольных противотанковых пушек с длиной ствола до 87 калибров не были приняты на вооружение. Их внедрению помешала именно низкая живучесть ствола – при прибижении к дульному срезу снаряд, достигший уже высокой скорости, очень быстро стирал нарезы. В орудиях же с гладким стволом, такой проблемы, естественно, не наблюдалось. Кроме того, в гладкоствольном орудии можно было достичь большего давления газов.

Первый вариант Т-12 был принят на вооружение в середине 1950-х годов. После внесения изменений в конструкцию лафета в 1971 г. на вооружение принят модернизированный вариант МТ-12 (2А29). В 1990-х годах на вооружение была принята модификация МТ-12Р (2А29Р) с РЛС 1А31 «Рута».

Артиллерийская часть у всех модификаций одинакова, пушки отличаются только лафетом. Гладкий ствол длиной 61 калибр выполнен в виде трубы-моноблока в сборе с дульным тормозом, казенником и обоймой. Лафет оснащен раздвижными станинами. Модификации МТ-12/МТ-12Р отличаются торсионной подвеской лафета, которая блокируется при стрельбе. Подъемный механизм секторного типа, поворотный механизм – винтового. Оба механизма расположены слева от ствола, справа расположен пружинный уравновешивающий механизм тянущего типа. Колеса используются от автомобиля ЗИЛ-150 с шинами ГК. При перекатывании пушки вручную под станины подставляется каток, который в боевом положении поднимается вверх и крепится стопором на левой станине. Для движения по снегу используется лыжная установка ЛО-7, которая позволяет вести огонь с лыж при углах возвышения до +16° с углом поворота до 54°, а при угле возвышения 20° с углом поворота до 40°.

Для стрельбы прямой наводкой модификация Т-12 оснащена дневным прицелом ОП4М-40 и ночным прицелом АПН-5-40. Модификации МТ-12/МТ-12Р оснащены дневным прицелом ОП4М-40У и ночным АПН-6-40.Для стрельбы с закрытых позиций имеется прицел С71-40 с панорамой ПГ-1М.

Боеприпасы унитарного типа.

Выстрел ЗУБМ-10 с бронебойным подкалиберным снарядом ЗБМ24 со стреловидной боевой частью. Масса – 19,9 кг. Длина – 1140 мм. Бронепробиваемость – 215 мм на дальности 1000 м. Выстрел ЗУБК-8 с кумулятивным снарядом ЗБК16М. Отличительная особенность снаряда – снаряжение прессованием в корпус. Масса – 23,1 кг. Длина – 1284 мм. Выстрел ЗУОФ-12 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ35К. Отличительная особенность снаряда – снаряжение порционным прессованием в корпус. Масса – 28,9. Длина – 1284 мм.

Выстрел ЗУБК-10-1 с ракетой 9М117 (ПТРК 9К116 «Кастет»). Для уменьшения габаритов твердотопливный реактивный двигатель выполнен с передним расположением двух косонаправленных сопл. Корпус выполнен по аэродинамической схеме «утка» с передним размещением аэродинамических рулей и воздушно-динамического рулевым приводом, выполненным по закрытой схеме с лобовым воздухозаборником. Раскрываемые задние крылья размещены под углом к продольной оси ракеты и обеспечивают ее вращение в полете. В хвостовой части располагаются основные блоки бортовой аппаратуры системы наведения с приемником лазерного излучения. Противотанковый комплекс оснащен полуавтоматическим наведением по лазерному лучу. В состав комплекса входят аппаратура управления «Волна», включающая прицел-прибор наведения 1К13-1 с 8-кратным увеличением дневного канала и 5.5-кратным ночного, преобразователь напряжения 9С831.

Длина ракеты – 1048 мм, размах стабилизаторов – 255 мм, масса – 17.6 кг. Бронепробиваемость – 550-600 мм брони с динамической защитой. Дальность стрельбы – 100-4000 м. Скорость начальная – 400-500 м/с. Скорость маршевая – 370 м/с. Время полета на максимальную дальность составляла 13 секунд.

История

исп. espadas roperas / фр. rapiere

Разновидность шпаги с лезвиями, отличающаяся от боевых шпаг меньшим весом, а от классической короткой шпаги большей длиной. Французское фр. rapiere , вошедшее в другие языки, происходит от испанского (исп. espadas roperas — меч для придворной одежды, то есть не для доспеха. При этом во многих европейских языках отсутствует слово «шпага», а слово «рапира» используется для обозначения шпаг.

Рапира появилась в Испании, к концу XV века, став современницей позднего готического латного доспеха, а также первых колесцовых пистолетов изобретённых Леонардо да Винчи, и открытий Колумба. Первоначально рапира представляла собой богато украшенный облегчённый парадный меч, носимый придворными и оснащённый такой же гардой, как и появившаяся чуть ранее, в той же Испании, боевая шпага. Что характерно, тогдашние боевые шпаги отличались от современных им готических мечей лишь сложной гардой, лучше защищавшей руку, и тоже носились с латами. В отличие от более ранних облегчённых парадных мечей, рапира подходила не только для парадного ношения, но также оказалась удачным оружием самообороны, позволяющим уверенно отбиваться от нападавших и при отстуствии как доспеха, так и щита — было достаточно кинжала или даги, а в крайнем случае можно было обойтись собственным плащом, намотанным на левую руку. В XVI веке рапира обрела популярность и в других странах. Причём широкое распространение рапир способствовало также и широкому распространению боевых шпаг.

В XVIII веке рапира была заметно потеснена более лёгкой короткой шпагой, во французском варианте гранёной, а в итальянском отличающейся от рапиры лишь длиной, которая меньше примерно на треть. Благодаря меньшей длине короткая шпага, иногда называвшаяся «короткой рапирой», обладала меньшим весом, за счёт чего позволяла более быстрое фехтование.

итал. fioretto

Итальянское тренировочное оружие с гранёным клинком, использовавшееся при обучении фехтованию на шпагах. Итальянское слово fioretto (фр. fleuret , исп. florete , нем. florett , англ. foil ) обозначает как оружие целиком, так и его часть — тупой наконечник на клинке. В русском языке для обозначения этого оружия использовалось слово рапира. Традиция ограничивать при фехтовании на fioretto зону поражения лишь корпусом связана с тем, что, во-первых, защитное снаряжение эпохи возрождения представляло собой кожаный нагрудник, во-вторых, укол узкого лёгкого клинка в руку или ногу, в отличие от укола в корпус, не приводил к быстрому выводу противника из строя , и, как свидетельствуют многочисленные описания дуэлей, дуэлянт, получивший укол в руку или ногу, часто продолжал бой (для сравнения: спортивное фехтование на шпагах основано на дуэлях «до первой крови», где для победы было достаточно лёгкого ранения в руку или ногу). Отсутствие же лезвия связано не только с тем, что итал. fioretto является тренировочным оружием, но и с принципом итальянской школы фехтования на шпагах: «убивать остриём, а не лезвием» , а также с тем, что обычной (не боевой) шпагой практически невозможно нанести по-настоящему сильный рубящий удар. Фехтование на современных спортивных рапирах произошло от фехтования на fioretto.

Каменное копье — где взять и кому подходит

Каменное копье — оружие с четырьмя звездами и 44 единицами базового урона. Каждый член отряда из Ли Юэ будет усиливать атаку владельца этого копья на 7-11%. Шанс крита тоже вырастет — на 3-7%. Эффект складывается до 4 раз. То есть, специально для этого копья вы можете собрать команду из персонажей Ли Юэ и пользоваться максимальными бонусами. Правда, его придется прокачать, ведь усиления начального уровня выглядят слишком слабыми на фоне выполнения перечисленных условий.

Вооружать Каменным копьем, если вы все-таки решите его усиливать, лучше основного дамагера, например, Чжун Ли. Чем сильнее будет герой, тем больший эффект вы получите.

Достать Каменное копье можно из молитв — других вариантов не предусмотрено.

Когда применялись

Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.

Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий