Описание
Нагамаки представлял собой длинный меч с лезвием длиной 2 фута и более и рукоятью примерно равной длине лезвия.Лезвие было однолезвийным и могло напоминать нагината лезвие, но основным отличием в установке лезвий было то, что рукоять (цука) Нагамаки не был простым деревянным древком, как в нагинате; это было сделано больше как катана рукоять. Даже название «нагамаки» («длинная упаковка») дано традицией упаковки ручек. Рукоять нагамаки была обернута кожаными или шелковыми шнурами крест-накрест, что очень похоже на ручку катаны. Считается, что нагамаки произошли от чрезвычайно длинных ōdachi или же нодачи мечи, описанные в литературе XIV века и в живописных источниках.
Длина клинка варьируется в зависимости от нагамаки. Тем не менее нагаса (длина лезвия) чаще всего соответствует профилю тачи или лезвие катаны, которое было бы лезвием более 2 сяку (2 сяку = 60,6 см, примерно 2 фута) в длину. Хотя нагамаки означает «длинная обертка», были обнаружены образцы без оберточной нити вообще, что очень похоже на длинный тачи ручка. В цукамаки (накрутка эфеса) имеет еще большее значение, когда применяется к эфесу. Шнур помогает улучшить сцепление с рукоятью, а также придает структурную целостность деревянной рукоятке. Нагамаки, найденные без обертки рукояти, обычно имели по крайней мере металлические воротнички вокруг рукояти, где находится хвостовик.[нужна цитата ]
Нет никаких твердых правил, регулирующих аспекты изготовления нагамаки. В отличие от вакидзаси, танто, и катана, которые имеют историю строгих измерений длины клинка и даже рукояти в некоторых случаях; Нагамаки различались по длине лезвия, длине хвоста, кисаки стиль и т. д. Нагамаки предположительно мог иметь Кошираэ в тачи или стиль катана, а также стиль нагамаки, однако есть примеры нагамаки с довольно длинными хвостовиками, которые могут быть оснащены более длинным посохом в качестве рукояти и эффективно функционируют как нагината. Араки-рю нагамаки – тяжелая нагината более восьми фунтов веса и восьми футов длиной.
Все традиционные японские мечи очень плотно прилегают к рукояти и удерживаются на месте с помощью мекуги, а бамбук штифт, который проходит через отверстие в хвостовике, называемый Мекуги-ана. На самом деле это довольно прочное крепление, если оно выполнено правильно, и позволяет легко демонтировать голое лезвие для обслуживания или осмотра. Катана чаще всего имела один единственный штифт, а нагамаки обычно были с двумя или более, чтобы учесть дополнительное усилие более длинной рукоятки.[нужна цитата ]
Применение в бою
Главным действующим фактором у боевых кистеней является скорость, с которой наносился удар, поэтому используемая в боях техника удара подразумевала кистевой удар с коротким размахом или вовсе без такового. Сам удар должен был поражать голову или тело противника, возможен был даже удар по его незащищённой спине (благодаря наличию довольно длинной цепи). Связано это было с тем, что кистень – оружие первого удара, обороняться им было практически невозможно.
Даже при наличии металлической рукояти кистеня отразить удар (не важно какого оружия) было практически невозможно, из-за непредсказуемого поведения этой рукояти и груза. Это в фильмах красиво показывают, что кистенем или просто цепью можно отобрать меч или пику у противника. На практике все не так однозначно
Можно при этом получить ранение от собственного кистеня
На практике все не так однозначно. Можно при этом получить ранение от собственного кистеня
Это в фильмах красиво показывают, что кистенем или просто цепью можно отобрать меч или пику у противника. На практике все не так однозначно. Можно при этом получить ранение от собственного кистеня.
Легкие кавалеристы с успехом применяли кистень в качестве дополнительного оружия и на землях Древней Руси. Связано это с различием истории Европы и восточной части Древней Руси, до которой эпоха рыцарства не дошла.
В Европе же в Средние века на поле боя тяжеловооруженные рыцари, которые полагались на силу удара, а не на его скорость применяли кистень крайне редко. Тяжелая амуниция не позволяла наносить быстрый кистевой удар, да и само оружие считалось оружием простолюдинов.
Применение рыцарями этого оружия зафиксировано только в случаях, когда в бою он лишался своего более привычного оружия – меча, копья, боевого топора, причем это относится к моргенштерну, а не к кистеню.
С другой стороны, имея саблю и отработанную в боях технику кистеня, легковооруженный ратник пробивал оборону тяжеловооруженного щитоносца. Дешевизна изготовления позволяла с легкостью и в короткое время вооружить армию восставших крестьян или поднятых по призыву ополченцев, ибо их оружие было нестроевым.
Следует вспомнить, что представлял собой гуситский лагерь – это были размещенные по кругу боевые возы, за которым укрывалось войско.
При попытке противника ворваться внутрь лагеря уж на один удар время было у каждого из обороняющихся. Удавалось чешским крестьянам с этим оружием (к тому моменту ставшим похожим на моргенштерн), и успешно переходить в атаку, при первом ударе буквально выкашивая ряд солдат противника.
С развитием технологий холодное оружие все больше вытеснялось огнестрельным. Не обошла эта тенденция и кистени, хотя их последнее применение в бою зафиксировано во время Первой мировой войны. Но это была уже импровизация отдельных солдат, а не общепринятая армейская практика.
Разновидности
Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.
Катана
Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.
Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.
Танто
Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.
Вакидзаси
Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.
В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.
Ниндзя-то
Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.
Тати
Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.
Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.
Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.
Цуруги
Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.
Нагината
Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.
Гун-то
Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.
Боккен
Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.
Кай-гунто
Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.
Дайсё (большой-маленький)
Дайсё описывает подобранную пару японских мечей. Чтобы полностью понять, что подразумевается под термином «дайсё», мы должны сначала рассмотреть два разных термина.
Термин дайто буквально означает «большой меч». Дайто — это не меч как таковой, это класс мечей с длиной лезвия 2 сяку или более (60+ см).
Другое слово, на которое нам нужно обратить внимание, — это сёто . Этот термин переводится как «короткий меч». Сёто относится к мечам с длиной лезвия от 1 до 2 сяку (30-60 см). Вы уже прочли о множестве мечей, относящихся к этой категории. Вакидзаси и кодачи , например, оба относятся сёто
Вы уже прочли о множестве мечей, относящихся к этой категории. Вакидзаси и кодачи , например, оба относятся сёто.
Обратите внимание, что эта категоризация зависит от длины клинка, а не от общей длины меча. Но что такое дайсё? Это комбинация обоих этих слов дай то + сё to = дайсё
Но что такое дайсё? Это комбинация обоих этих слов дай то + сё to = дайсё .
Так что дайсё на самом деле не меч, а комбинация короткого и длинного мечей. Обычно этот термин показывает умение владеть катаной в сочетании с вакидзаси.
Еще один действенный подход к дайсё — сочетание утигатаны и танто.
Отличия боевых характеристик от европейских моделей
Японский меч отличается от европейских аналогов преимущественно формой и традициями изготовления. По качеству, боевым характеристикам оружие одной и той же эпохи было аналогичным. А зачастую японские мечи уступали европейским. В Европе раньше и интенсивнее развивалось оружейное мастерство, раньше научились очищать металл от примесей. Поэтому качество мечей нередко стояло на ступень выше.
Однако существовали различия в назначении. Если сравнивать катану с европейским полуторным мечом, схожим по размерам, то первой наносили быстрые режущие удары, вторым — рубящие. У самурая многое зависело от скорости нанесения повреждений врагу, от мастерства сочетать катану с другими видами оружия — ножом, луком и так далее.
Принципиально отличалось и отношение к оружию. У японцев, в отличие от европейцев, оно было трепетным, меч считался чуть ли не живым существом, продолжением своего хозяина. Оружие передавалось из поколения в поколение, с ним было связано множество традиций. Да и сейчас, сколько бы времени ни прошло с кровопролитных войн, оружию в Японии придают большое значение. Эта культура находит отголоски во многих боевых искусствах, которые сегодня популярны во всем мире.
Образец европейского мечаЯпонская катана
Основные характеристики катан
Реальные характеристики холодного оружия, распространенного на Японском архипелаге, заметно отличаются от представленных через кино, аниме. Частично это связано с экзотичностью культуры, мифами, которыми овеяно самурайское сословие. Недавние исследования доказали, что по качеству европейские клинки нередко не уступали изготовленным на островах. Особенность катаны – техника ее применения, то есть нанесение врагу режущих ударов и лишь в редких случаях уколов.
Благодаря форме орудие применимо для быстрого нанесения длинных порезов, а вес таков, что клинок прорезает традиционный японский доспех. Прорезать им железо, другой сходный по прочности материал практически невозможно.
Катаны овеяны мифами
Строение
Японский меч долго сохраняет заточку, прочен и остер, не подвержен ржавчине, не ломается. Эти качества объясняются его строением. Острота, твердость обеспечивается мартенситом в составе стали, но это соединение – причина ломкости, хрупкости материала. Чтобы избавиться от недостатков, внутренний слой делали из низкоуглеродной стали, сверху накладывали высокоуглеродный. Для работы использовали U-образно сложенный твердый стальной брусок, в который вваривали мягкий металл. Комбинированный брус – материал для ковки заготовки.
Реже использовали заготовку из мягкого металла в форме литеры U, в которую вваривали твердую сталь, или делали боковые дополнительные вкладки из материала средней твердости.
Известнейший японский кузнец – Масамунэ
Чем крупнее меч, тем сложнее его конструкция. Для коротких лезвий достаточно одного вида металла.
Вариации конструкций:
- мару (для танто, вакидзаси) – дешевый одинарный клинок из одного сорта материала;
- кобусэ – упрощенная конструкция, применимая, если нужно изготовить много предметов невысокого качества;
- хонсаммай – самая частая, характеризующаяся боковыми усиливающими пластинами и гарантирующая готовому предмету высокую прочность, неподверженность слому за счет отсутствия закалки обуха;
- сиходзуме – конструкция с железной полосой для защиты обуха;
- макури – упрощенный вариант с мягким внутренним бруском, цельной твердой оболочкой;
- варихатэцу – гибкий простой вариант;
- орикаэси саммай – прогрессивный хонсаммай;
- гомай – меч с твердой сердцевиной и мягкой оболочкой, дополнительно защищенной твердой сталью;
- сосю китаэ – самый сложный вариант из 7 слоев. Сюсю китаэ наиболее известен как стиль работы кузнеца Масамунэ.
Сталь для меча
Классический вариант для катаны – рафинированная сталь, для изготовления которой используется железистый песок, очищенный при высоком нагреве. В результате получается чистое железо. В прошлом для работы использовали прямоугольные печи татара, дававшие железо с содержанием углерода 0,6-1,5%. Для дополнительной очистки разработана техника складывания – трудоемкая, но дающая отличные результаты. Преимущество технологии – отсутствие в материале серы, фосфора, снижающих качество стали.
С 17 столетия лучшим материалом для клинков на Японском архипелаге становится намбан тецу – сталь, завезенная европейцами. Оружие содержит до 1,5% углерода, отличается твердостью. Благодаря примесям кремния клинок гибок, имеет хорошую ударную вязкость.
Для катаны применима рафинированная сталь
БОЕВЫЕ МОЛОТЫ
Тяжелый боевой молот
Первоначально нашли своё применение в Персии, Индии, Германии. Со временем нашли применение по всей Европе. Оно обладает ударно-дробящим эффектом. Использовалось в основном против кольчуг и лат. Благодаря своей громоздкости имел так же и оглушающий эффект.
Оно так же полюбилось и простому народу благодаря своей дешевизне. Его активно использовали при восстании в 1932 году в Париже.
Возникновение первых видов молотов использовавшихся в бою стало возможным при увеличении размера рукояти в длину и модернизировании боевой части.
Этот вид оружия был эффективен в бою при атаке, так как имел высокие боевые свойства и оглушающий эффект. Однако при защите он становился абсолютно бесполезным. Боец, использовавший в качестве орудия молот, должен был сочетать его с щитом или латами.
Со временем модернизировав его, появилась возможность застревания в доспехах противника, благодаря использованию заострённого наконечника. Такой модернизированный молот имел название клевец. Возможность застревания в доспехах, перевела такой молот в категорию дополнительных оружий.
Клевец часто можно было спутать с чеканом, хотя каждый из них это модернизация отдельного вида орудия. Существовал так же вариант соединения клевца и чекана. Такой модернизированный вид нашли в Китае. Такое оружие имело своеобразное название. Войн на колесницах использовали его для нанесения ударов лежачим целям и захвата противника.
Сори
Абсолютно у всех японских мечей есть характерный изгиб, который называется сори. Он может быть выполнен в различных вариантах. Вековая эволюция этого вида холодного оружия, а вместе с тем и экипировки самураев, позволили найти практически идеальный вариант.
Меч — продолжение руки, а у фехтовальщика она почти всегда немного согнута, поэтому есть изгиб и у оружия. Всё просто, но одновременно и мудро. Сори появляется отчасти благодаря особой обработке, в которой используются огромные температуры. Закалка не равномерная, а зональная, некоторые части меча подвергаются гораздо большему воздействию. Кстати, в Европе мастера использовали как раз этот способ. После всех процедур японский меч имеет разную твёрдость, лезвие — 60 единиц по Роквеллу, а обратная сторона — всего 40 единиц. Так как называется японский меч?
Зарождение самураев как сословия
Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.
Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.
Японский император Камму
В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).
До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском
Материалы и технология изготовления
Традиционная технология изготовления японского меча носила множество не только производственных, но и ритуальных аспектов. Поэтому работа над одним предметом занимала несколько месяцев. Кузнец начинал с духовной подготовки, брал пост, молился, медитировал. Во время работы над мечом часто надевалась специальная ритуальная одежда.
В настоящее время от традиции у японцев осталась только технология. Процесс изготовления оружия включает следующие этапы:
- очищение стальных кусочков от шлаков путем вымачивания с последующей переплавкой;
- создание многослойного металла путем многократного складывания и расплющивания;
- компоновка нескольких металлов — например, мягкого для середины с жестким для наружной оболочки;
- придание базовой формы;
- закалка;
- заточка и шлифовка.
После клинка начинается изготовление рукояти. Она состоит из нескольких обязательных элементов конструкции. Первичное покрытие — из кожи ската или другого морского животного. Финальное покрытие — оплетка кожаной или шелковой тесьмой. Современные производители чаще используют искусственный шелк. Плюс — разнообразный декор.
Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариацииСоставные элементы лезвияЭлементы рукоятки
Танто
В паре с тати шёл короткий меч, который также можно было отнести к кинжалам. Танто — словосочетание, поэтому в Японии его не считают ножом. Также есть и другая причина. Танто использовался как оружие. Однако нож кодзука носился в одних с ним ножнах. Длина лезвия в пределах 15-30 см. Чаще всего клинок был односторонним, однако иногда создавались обоюдоострые, но как исключение.
Интересно, что вакидзаси, катана и танто являются одними и теми же мечами, только отличающимися по длине. Существовала разновидность ёрои-доси, которая имела трёхгранный клинок. Он был нужен для прокалывания доспехов. Танто не был запрещён для использования обычными людьми, поэтому не только самураи носили его, но и доктора, торговцы и другие. По идее, танто, как и любой короткий меч, — кинжал. Ещё одной разновидностью была кайкэн, который отличался меньшей длиной. Его чаще всего носили дамы из высшего света в поясе оби и использовали для самозащиты. Танто не исчез, он остался в традиционных свадебных церемониях царских особ. А некоторые самураи носили его вместо вакидзаси в связке с катаной.
Кто такой самурай
Возникает законный вопрос: cамурай – это кто? Слово samurai произошло от глагола saberu (сабурау), который переводится на русский язык как «служить вышестоящему лицу». История самурая берет свое начало в XII веке, когда во главе страны находился сегун Минамото. Эта эпоха отличалась спокойствием. Самураи в то время были слугами и охраняли господина от возможных нападений. В основном они занимались обычными делами, воспитанием детей, тренировками и обучением боевым искусствам. Ситуация изменилась в XV веке, когда произошло ослабление централизованной власти. Местные начальники обзавелись самураями. С этими войсками они нападали на соседние земли. Война самураев быстро набирала обороты. В скором времени в Японии вспыхнула гражданская война.
Сословие самураев окончательно оформилось в эпоху правления клана Тогукава (1603 – 1876 г.). В средневековой Японии самураи сыграли важную роль. Был сформулирован Кодекс Бусидо, который строго регламентировал поведение самурая. В кодексе декларировалось абсолютное подчинение самурая своему господину и полное пренебрежение смертью. Воину разрешалось убить простого человека, который ненадлежащим образом вел себя по отношению к воинам. После прекращения феодальных войн отряды самураев направлялись для подавления неповиновения крестьян. Потребность в воинах резко сократилась. Некоторые самураи становились ронинами. Другие переквалифицировались в ниндзя (наемных убийц).
В результате реставрации Мэйдзи 1868 – 1869 годов сословие самураев перестало существовать. Часть из них, обладающих землей, пополнило ряды помещиков. Многие заняли командные должности в армии и флоте. После расформирования японской армии в 1947 году термин «самурай» стал достоянием истории.
Использование катаны
Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.
Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны ( которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников ( пышно украшенные)
Богатую инкрустацию ( драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.
Фехтование с катаной
Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.
Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.
К этому времени, а точнее к XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.
Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.
Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.
Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю
Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю
Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.
Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).
Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.
«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.
Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).
Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.
Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.
Боккэн
Для начала стоит обозначить самый простой из всех японских мечей. Боккэн — это деревянное оружие, его используют на тренировках, так как нанести серьёзные увечья им затруднительно, лишь мастера искусства способны им убить. Для примера можно обозначить айкидо. Меч создают из различных видов дерева: дуб, бук и граб. Они произрастают в Японии и обладают достаточной прочностью, поэтому выбор понятен. Для сохранности и внешнего вида часто применяется смола или лак. Длина боккэна составляет около 1 м, рукоятки — 25 см, клинка — 75 см.
Оружие должно быть достаточно крепким, поэтому изготовление также требует мастерства. Боккэн выдерживает сильные удары с таким же мечом и с дзё, деревянным шестом. Самым опасным является кончик, который может серьёзно навредить.
Как уже упоминалось, профессионал способен нанести смертельный удар, используя японский деревянный меч. Для примера достаточно взять фехтовальщика Миямото Мусаси, который часто использовал деревянный меч в поединках, чаще всего бой заканчивался смертью противника. Поэтому в Японии с огромным уважением относятся не только к настоящим клинкам, но и к боккэнам. Например, при входе в самолёт он обязательно сдаётся в багаж. А если не использовать чехол, то это приравнивается к ношению холодного оружия. Опасен этот японский меч. Название можно отнести ко всем мечам, выполненным из дерева.
Интересно, что существует три разновидности деревянного меча: мужской, женский и тренировочный. Однако не стоит думать, что лишь представительницы прекрасного пола используют второй. Женский самый популярный, так как обладает особой изогнутостью и лёгкостью. Мужской — толстым лезвием и прямотой. Тренировочный же имитирует стальной клинок, лезвие имеет особо большое утолщение, подразумевая вес железного. Какие же есть ещё виды японских мечей?
История
Слово «катана» произошло от японского прочтения заимствованного из Китая иероглифа 刀, который в другом варианте читается как «тоо». Для японца это широкое понятие, обозначающее односторонний нож, меч. Объясняя, что такое японская катана, часто использую термин «нихонтоо», то есть «японский меч». Если меч заточен с двух сторон, его именуют цуруги, кэн, но иногда такими терминами обозначают одностороннее оружие. Чаще это используется в художественной литературе. Причина – многие века влияния китайской культуры на японский язык и представления жителей архипелага о прекрасном. В Китае самым высоким статусом обладал меч, заточенный с обеих сторон, поэтому термин для его обозначения в Японии стали изредка использовать для катаны, показывая тем самым почтение к предмету.
С 9 века японские воины оценили преимущества выгнутого орудия, полезного в конном бою. Тогда же появилось сословие самураев, для которых вооружение превратилось в символ, показатель статуса, физическое воплощение идей и жизненной философии. С 12 века японцы начали разрабатывать усовершенствованные доспехи, одновременно меняя холодное оружие. Мечи стали тяжелее, приобрели новую форму. С этого момента катана превращается в двуручное оружие. Период 12-14 века историки считают пиком расцвета катаны. С 14 столетия вместе с увеличением числа военных конфликтов повысился спрос на оружие, одновременно снизилось его качество.
Традиционное вооружение самурая
Японский клинок существует в современном виде с 15 столетия. Он сформировался в раннюю эпоху Муромати из тати, широко использовался до конца 19 века в качестве традиционного самурайского вооружения с коротким вакидзаси. Узнать традиционный меч можно по внешнему виду – линии закалки, оформленной кожей и шелком рукоятке.
Что такое катана
Классическое японское оружие создается из нескольких видов стали, очищенных сложением и варкой. Самурайское вооружение – это полуторный меч, длина клинка которого – около 60 см. Режущая часть обычно выгнута наружу. Длина рукояти не регламентирована. Вес предмета – 0,75-1 кг.
Самурай вооружался в дополнение к катане коротким мечом вакидзаси – практически идентичным основному, но меньшей длины. Существовали кинжалы, длина которых – вдвое меньше, нежели основного меча. И длинный, и короткий клинок носили в ножнах сая. Настоящий комплект ножен изготавливается из дерева; в 20 веке стали делать металлические ножны с деревянной подкладкой. Их ценность заметно ниже, поскольку это предметы серийного производства.
Вооружение – гордость воина