Исторические заметки, интересные факты и технические характеристики
Проект, в рамках которого разрабатывался удивительный корабль-самолет, имел кодовое число 903. В общей сложности в рамках данного проекта планировалось разработать 8 единиц военной техники, однако полностью доработанной версией суждено было стать единственному «Луню».
Впервые сказочный корабль-самолет был спущен на воду в 1986 году, а общая работа над проектом длилась более 3 лет (руководитель — Кирилловых В.Н). После чего, предстояли приемочные испытания, которые завершились лишь в 1991 году.
Примечательно: чтобы успешно транспортировать «Лунь» из Каспийска в Дербент пришлось задействовать практически весь Каспийский флот: часть кораблей осуществляла медленную буксировку, другая часть следила за безопасностью операции. Это был очень трудоемкий процесс.
Среди ключевых параметров и принципиальных технических характеристик экраноплана следует выделить:
- высота: 19,2 м;
- длина: 73,8 м;
- размах крыльев и площадь каждого из них: 44 м. и 550 кв. м;
- номинальная масса пустого объекта и с полным военным снаряжением (ракетные установки, авиационные пушки): 243 и 380 тонн соответственно;
- минимальная численность экипажа, который необходим для управления экранопланом: 10 единиц.
Справка: для посадки подобного уникального самолета необходима площадь размером с футбольное поле.
У «Луня» имеется свой предшественник — проект № 902, который был под пристальным наблюдением иностранных спецслужб.
Интересно: как только экраноплан стал постоянным «обитателем» акватория Каспийского моря, он тут же получил прозвище «Каспийский монстр». Ходят слухи, что такое имя ему придумали те же пресловутые западные агенты.
Официального названия «Лунь» так и не получил. По сей день на борту судна имеются лишь заглавные буквы КМ, что расшифровывается, как «корабль макет».
В качестве резюме: экраноплан «Лунь» занял почетное место в ряду таких именитых советских проектов, как «Объект 279» и «Звено». Чтобы в полной мере ощутить всю грандиозную мощь и невероятные размеры самолета-корабля, следует непременно побывать на песчаном побережье Каспия.
Создание «Луня»
Именно Каспийский монстр был положен в основу разработки «Луня». К сожалению, сам КМ затонул во время очередных испытаний и до сих пор покоится на дне Каспия. Планировалось построить серию экранопланов, основной функцией которых было уничтожение кораблей противника. Радары того времени не могли определять низколетящие на быстрой скорости цели издалека, поэтому таким аппаратам прочили большие возможности.
Так получилось, что до конца был доведен только один (тот самый, что сейчас находится в Дербенте), с распадом СССР проект прикрыли. Все экранопланы строили на опытном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде, тогда это был город Горький.
Технические характеристики
Длина корпуса «Луня» 73 м, высота 19 м. Внешне он похож на транспортный самолет, но есть много отличий. В передней части корпуса находится пилон, оснащенный тяговыми двигателями, всего их восемь. Сопла расположены к воде под определенным углом, чтобы нагнетаемый поток воздуха уходил вниз и экранировался на крылья экраноплана. Они специально сконструированы немного подальше. Площадь крыльев — 55 квадратных метров, а размах 44 метра.
Противокорабельные ракеты устанавливаются на фюзеляже. Кабина операторов, которые должны управлять ими, расположена под передней парой ракет. И еще одна в задней части корпуса. Двухконтурные двигатели для «Луня» разрабатывались на основе турбин самолета ИЛ-86. С такими двигателями аппарат мог развивать скорость до 500 км/ч, с запасом хода до 2 тысяч километров. Пустой экраноплан весит 243 тонны, а его максимальная взлетная масса — 380 тонн. Для обслуживания такой махины необходим сравнительно небольшой экипаж в составе всего 11 человек.
В экранном режиме «Лунь» может лететь над любой ровной поверхностью, не обязательно это должна быть вода. Однако в отличие от «Орленка», сесть он может только на воду, так как у него нет шасси, есть только смягчающая посадку гидролыжа на днище. Как у морского судна, низ корпуса защищен обтекателями и покрыт от коррозии. Для базирования экраноплана на суше использовали специальный плавучий док.
«Лунь» не боялся 6-бального шторма с высотой волны до 2–3 метров и вполне мог эксплуатироваться в неспокойном море.
У противокорабельных ракет 3М-80 «Москит», которым оборудовался экраноплан, дальность поражения составляла 10–250 км. Расчет был на то, что двух пар таких ракет достаточно для уничтожения авианосца. «Лунь» мог пускать их на ходу. В качестве вспомогательного вооружения использовались двуствольные авиационные пушки ГШ-23, размещенные в передней и кормовой части машины.
Большое преимущество экраноплана — малозаметность для радаров, так как высота полета небольшая. Из-за того, что он не касается воды при полете, морские локаторы тоже не реагируют. Испытывавшие машину летчики рассказывали, что во время испытаний они приближались к ракетному дивизиону по низколетящим целям. При этом радары не определяли «Лунь», но визуально его было видно.
Испытания
«Лунь» впервые сошел на воду в 1987 году. Это было уникальное изобретение советских ученых, аналогов нигде в мире тогда не было, хотя разработки тоже велись. Теоретически экраноплан мог неожиданно подобраться к военному кораблю противника и пустить его под воду, выпустив ракету. Теоретически — потому что в настоящих боевых действиях аппарат никогда не участвовал. Тем не менее его прозвали «убийцей авианосцев». Летательное судно было вооружено тремя парами крылатых ракет.
Все испытания «Лунь» успешно прошел, его передали в дивизион Каспийской флотилии в опытную эксплуатацию, где он числился больше десяти лет.
Судьба «Орлёнка» и «Луня»
— К моменту, когда затонул «КМ», уже существовал «Орлёнок» — экраноплан, который не просто пошёл в серию, но и был принят на вооружение. Расскажите об этом проекте.
Экраноплан «Орлёнок» Wikimedia Commons
— «Орлёнок» принципиально отличался по компоновке двигателей. Пилонов, как у «КМ», уже не было, и в целом тут уже были учтены многие вещи. К тому же он был значительно меньше, максимальная взлётная масса всего 140 тонн (у «КМ» было 544 тонны), так что он был попроще. На вооружение его приняли в 1979 году.
— Бытует мнение, что полноценной реализации проекта помешала смерть в 1984 году маршала Устинова, который поддерживал направление боевых экранопланов.
— Да, и это, и перестройка вскоре началась… Военные расходы сократились, поэтому успели выпустить всего несколько экземпляров.
— А какова их судьба?
— Они перестали летать, если не ошибаюсь, в 1993 году. После развала СССР стояли бесхозные, как я понимаю, финансирования на их эксплуатацию у Каспийской флотилии не было. Сейчас остался лишь один экземпляр, он стоит на пьедестале в музее ВМФ в Тушине.
— Последний реализованный проект экранопланов — «Лунь». Он был логическим продолжением «Орлёнка» или это совсем другой проект?
Экраноплан «Лунь» vk.com
— Нам ВМФ заказывал экранопланы разных модификаций. «Орлёнок» — транспортно-десантная модификация, а «Лунь» — ракетная. То есть по назначению они принципиально разные. «Лунь» водоизмещением был значительно больше, а в зависимости от этого меняется и аэродинамическая компоновка. Тем более там наверху стояли ракеты «Москит». Это же огромное дополнительное сопротивление, и там были уже свои нюансы при проектировании.
Я когда пришла в ЦКБ (Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева. — RT), то попала на первый этап проектирования «Орлёнка». Моя первая чертёжная работа — его поворотный нос. Это очень интересная, во многом уникальная конструкция. А у «Луня» единая конструкция, тоже пилоны, примерно как у «КМ». А крыло уже принципиально другое — и не как у «КМ», и не как у «Орлёнка».
— С «Лунём», кажется, вышло обиднее всего: только-только построили, испытали — и всё, страна распалась, он стал не нужен.
— Опытный образец великолепно прошёл испытания. Когда он стрелял ракетами, даже отдачи не чувствовалось на ходу. Добиться такого устойчивого движения очень сложно.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь». Пуск ПКР «Москит» во время испытаний Wikimedia Commons
— Его даже и на вооружение, кажется, успели принять в 1990 году?
— Нет, там до конца не всё понятно. Его как бы приняли, однако нужно было доработать, но как раз развалилась страна, время ушло. Финансирование прекратилось.
— В прошлом году тот самый экземпляр переправили из Каспийска в Дербент. Сообщалось, что он должен стать экспонатом местного филиала парка «Патриот», хотя пока остаётся лежать на пляже. Получается, все эти годы он стоял забытый?
— Да, он все эти годы стоял на территории завода «Дагдизель». Всё, что можно было снять, с него сняли. Когда там рядом была военная часть, лётчики его худо-бедно как-то поддерживали, подкрашивали, а потом уже он стоял просто бесхозный. Его и немцы собирались купить, кто только не собирался, и в Кронштадте хотели как памятник поставить. Хотя тащить из Каспийска туда — это сумасшедшие деньги, и непонятно, что дотащили бы.
То есть на вооружение его не приняли, но все эти годы он был как бы на балансе ВМФ, и это мешало его как-то пристроить. Я очень благодарна властям Дагестана за то, что они перетащили его в Дербент и там его поставят. Это большое дело.
— Был и второй «Лунь», который на момент приостановки программы почти целиком был готов. Его вроде бы даже переименовали в «Спасатель» и собирались достроить. Какова его судьба?
— Он был готов на 90%, сейчас стоит прямо у нас, у ЦКБ, бедненький.
Его же хотели превратить в спасательный экраноплан для ВМФ, тот же «Лунь», только без ракет. Внутри госпиталь, всё как положено.
Экраноплан «Лунь», лежащий на побережье Каспийского моря близ Дербента РИА Новости Денис Абрамов
— Так почему же он стоит у ЦКБ?
— Опять деньги кончились. Мы всё думали, что если не получается сделать спасательным, то хотя бы испытательную лабораторию, как «КМ» в своё время. Опять кому-то это не надо. И так всё время.
На экранном эффекте
Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 1950-х. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения к экранному полету проста. Скорость — главный показатель экономичности судов на подводных крыльях. Но на пути дальнейшего повышения скорости вставало мощное препятствие — кавитация подводных крыльев. До Алексеева попытки решить эту проблему сводились к приросту скорости в 10–15 километров. Алексеева это не устраивало, и все основные силы он сосредоточил на экранопланах.
В 1961 году первая самоходная пилотируемая модель Алексеева СМ-1 вышла на лед реки Троцы.
И далее почти каждый год он создавал по пилотируемой модели, а то и по две: СМ-2, СМ-3, СМ-2П7, СМ-4, учебно-тренировочный экраноплан УТ, СМ-5, СМ-6, СМ-8.
Было принято решение о финансировании работ по экранопланам, Военно-морской флот выдал техническое задание на проектирование и постройку «корабля-экраноплана» КМ. Главный конструктор убедил, а заказчик согласился, что наилучшее применение новый корабль (как его по многолетней традиции именовали моряки) найдет в качестве противолодочного.
В начале 1960 года был дан старт этому эксперименту, в 1962-м в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964-м — над проектом экраноплана Т-1 для Воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, второй — до высоты 7500 метров.
Как это часто бывает, у Ростислава Алексеева нашлись недруги. В 1965 году его сняли с поста главного конструктора ЦКБ, но назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат в мире, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, но летит над самой водой. Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр».
#image-kit_2498
Но в 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина потерпела аварию. Оргвыводы были суровыми: Ростислав Алексеев приказом министра судостроительной промышленности СССР был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора.
Мало того, Ростиславу Евгеньевичу запретили присутствовать на испытаниях собственных машин! Но он все равно тайно летал в Каспийск. Благо преданный ему пилот Алексей Митусов, несмотря на возможные неприятности, брал его на борт.
Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит»
ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева
В эти годы, чтобы отвлечься от неприятностей, опальный конструктор занимался живописью. Последние годы жизни Ростислав Евгеньевич был увлечен разработкой экраноплана второго поколения.
Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев серьезно пострадал при спуске экраноплана на воду и вскоре умер.
Алексеев не узнал, какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 1990-х годов, но этого не случилось. Четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.
Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации.
Явление экранного эффекта
Для начала стоит рассказать, каким образом экранопланы осуществляют свой полёт, и какие трудности с этим связаны. Углубляясь в суть явления, можно подметить, что человечество наблюдало экранный эффект задолго до появления самолётов – его использовали некоторые виды птиц.
Например, чайки, пролетая над водной гладью, осознанно снижались к самой поверхности воды и продолжали полет так. При этом было заметно, что махать крыльями при таком полете чайки начинали гораздо реже. Таким образом, птицы пользуются экранным эффектом для облегчения полёта и экономии сил. Но как же этот эффект им помогает?
Оно основывается на разности давлений над крыльями (самолёта или птицы) и под ними. Говоря простым языком, изменение давления происходит так – при горизонтальном полёте встречный поток воздуха как бы ударяется о поверхность крыла и какая-то его часть уходит вниз, под само крыло.
При полёте на высоте это бы не принесло практически никакого эффекта, но при движении низко над гладкой поверхностью (землёй, водой, льдом) поток воздуха, ушедший вниз, экранирует от поверхности и возвращается назад, как бы толкая крыло снизу, тем самым увеличивая подъёмную силу, чем и пользовались при полёте птицы.
Эффективность экранного эффекта зависит от следующих параметров:
- ширины крыла (чем она больше, тем больший поток будет поддерживать крыло, и тем больше эффект);
- высоты и скорости полёта (чем ниже полёт и меньше скорость, тем эффективнее полёт).
Но в казавшейся простоте использования этого эффекта, который освоили даже птицы, кроются и сложности. Связано это с балансировкой и маневрированием при полёте над экраном – даже при небольшом изменении высоты или скорости движения, меняется и центр давления экранного эффекта, что меняет балансировку летательного аппарата и может создать непредвиденный крен. Из-за этого те же чайки, если собираются изменить направление или нырнуть за рыбой, сначала поднимаются вверх от воды, чтобы экранный эффект не вызывал неудобств при маневрировании.
История развития экранопланов
В начале 20-го века, во времена активного развития авиации, было обнаружено интересное явление, связанное с поведением самолёта в воздухе. Заметили и испытали его на себе первые лётчики.
Явление заключалось в следующем – при заходе на посадку или при полете на малой высоте над гладкой поверхностью самолёт начинал вести себя по-другому – было замечено увеличение скорости и уменьшение расхода топлива Но при этом какая-то сила мешала самолёту приземлиться, при посадке как бы отталкивая самолёт от земли, что затрудняло посадку и не раз приводило к авариям. Это явление получило название «экранного эффекта», которое в дальнейшем стало основой передвижения для нового типа летательных аппаратов, названных экранопланами.
С 50-х годов в Советском Союзе в ряде конструкторских бюро начались эксперименты с экранным эффектом, приведшие к созданию прототипов подобных машин. Вершиной же развития советских экранопланов являются несколько типов тяжелых машин, разрабатывавшихся с 60-х годов, одним из которых стал экраноплан-ракетоносец»Лунь» проекта 903 «Каспийский монстр».
История создания
Проектное задание по разработке экраноплана-ракетоносца «Лунь» было выдано в 1970 году ЦКБ по СПК. Главным конструктором был назначен В.Н. Кирилловых. Задание предполагало создание тяжелого экраноплана массой более 200 т, способного нести противокорабельные ракеты ЗМ-80 «Москит».
К 1980 году была готова техническая документация и началась разработка рабочих чертежей. При разработке конструкторы активно использовали результаты предыдущих наработок по КМ и «Орлёнку», в частности были заимствованы многие бортовые системы и системы управления, что значительно сократило срок проектирования. С 1983 года началась постройка первого образца, и уже в 1986 экраноплан «Лунь» был введён в строй. С 1987 года начались испытания, а в 1990 – опытная эксплуатация ракетоносца.
Владимир Николаевич Кирилловых родился 30.03.1931 в селе Верхошижемо. С юношества увлекался яхтенным спортом, в яхт-клубе он впервые познакомился с Ростиславом Алексеевым. Закончил кораблестроительный факультет Нижегородского университета. С 1960 года начал работать в ЦКБ по СПК, последовательно повышался в должности, и в 1976 году был назначен главным конструктором по проекту 903 «Лунь». Кирилловых считал экранопланы передовым средством вооружения, дававшим большое преимущество в гонке вооружений.
На строящийся «Лунь» Владимир Николаевич возлагал большие надежды и позиционировал его как универсальное средство против любых надводных сил противника, существовавших на то время.
Конструкция экраноплана
Внешне «Лунь» напоминает большой транспортный самолёт – длинный и широкий фюзеляж, крылья с большим размахом, большое хвостовое оперение. Но от самолётной компоновки тут довольно много отличий. «Лунь» имеет корпус длиной 73 м и высотой 19 м.
Низ корпуса подобно кораблям имеет лакокрасочное покрытие и электрохимическую защиту от коррозии. Ещё несколько «морских» особенностей «Луня» – нижняя часть корпуса закрыта обтекателями, также на днище присутствует гидролыжа, предназначенная для смягчения посадки на воду.
В передней части корпуса находится пилон, на котором расположены 8 тяговых двигателей. Их сопла установлены под углом к воде, благодаря чему нагнетаемый ими поток уходит в воду и экранирует от неё в крылья, расположенные чуть позади, за счёт чего в данном случае и достигается экранный эффект. Крылья имеют трапециевидную форму, их размах – 44 м, площадь – 550 м2, также на них имеются закрылки, разделённые на 12 частей. Стабилизатор цельнометаллический, его площадь – 227м2. Его законцовка выполнена из пенопласта, облицованного стеклопластиком.
На фюзеляже экраноплана установлено вооружение – три пары противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит». Под передней парой находится кабина стрелков-операторов, в которой имеются авиационные пушки ГШ-23. За установками находятся листы теплозащиты для предохранения корпуса от высокой температуры при пуске ракет. Ещё одна кабина стрелков с пушечной установкой находится в задней части корпуса.
Внутрь «Луня» можно попасть двумя путями – через двери в боках корпуса или через люк на крыше. Внутренние отсеки поделены на 4 группы: носовую, центральную, кормовую и отсеки киля. В носовой части находятся кабина пилотов и помещения со вспомогательными силовыми установками.
Кормовая секция занята различным оборудованием, в районе киля расположена установка для снабжения экраноплана электроэнергией, а также находится радиоаппаратура и средства навигации, в верхней части киля расположена кабина стрелка.
Что было дальше?
Данные свидетельствуют, что экранопланы «Лунь» и «Орленок» планировались к выпуску в количестве сотни экземпляров. Впоследствии была принята государственная программа о создании 24 таких кораблей.
Выпуск аппаратов должен был осуществляться на заводах Феодосии и Нижнего Новгорода. Планы так и не воплотились в реальность. После смерти министра обороны Дмитрия Устинова программа была закрыта. Приемник военного начальника Сергей Соколов предпочел распределить выделенные средства на развитие атомного подводного флота. После этого ВМФ абсолютно не занимается развитием уникального подразделения, в результате чего секретная база в Каспийске (около Махачкалы) постепенно приходит в запустение. Выделяемых средств едва хватает на содержание личного состава.
Экраноплан «Орленок», смета на эксплуатацию и развитие которого составляла огромные по тем временам суммы, остается в забытье. Это связано с плохим финансированием, невозможностью проведения летных испытаний, нехватки ресурсов, топлива и прочих расходных материалов.
«Всё быстро замяли»
— «КМ» погиб в 1980 году. Информации в сети на этот счёт довольно мало. Что с ним произошло?
— Он как раз прошёл большой капитальный ремонт, это был его первый полёт. Я уже говорила, что перед каждым полётом составлялась таблица с центровкой, и мой отец, пока был жив, очень строго за этим следил. Он погиб в феврале 1980 года, а «КМ» разбился 13 декабря. Новый главный конструктор в основном больше занимался «Орлёнком», и старт, выход на экранный режим он хорошо знал именно по нему, а с «КМ» он на практике не сталкивался. А у «КМ» из-за его размеров был более длинный разбег. И была команда главного конструктора пилоту взлетать с коротким разбегом, как «Орлёнок». В результате «КМ» встал на попа.
Экраноплан «КМ» vk.com
— Это как?
— Перпендикулярно к воде, то есть при взлёте корпус пошёл вверх и, грубо говоря, встал на хвост. У пилотов в аварийных ситуациях выработан инстинкт — чтобы не потерять высоту, нужно потянуть штурвал на себя, работать рулём высоты.
— То есть при взлёте пилот не смог поймать нужный момент, вовремя не прижался к воде — и дальше произошло крушение?
— Да, именно так. Точно так же, кстати, было и с «Орлёнком» после капитального ремонта. Почему-то после ремонта новые главные конструкторы не очень серьёзно относились к положению центра тяжести.
— Но ведь ошибка пилота тоже, видимо, имела место?
— Да, конечно. Я не могу назвать его неопытным пилотом, но он был достаточно самонадеянным. Он не очень прислушивался к советам и действовал так, как считал нужным. Но после случившегося всё очень быстро замяли. Жертв не было, «КМ» уже утонул, и досконально не стали разбираться, тем более что уж кто-кто, а этот корабль своё отслужил.
— Я не нашёл информации о попытках поднять его из воды, хотя глубина, как я понял, там не очень большая. Видимо, это напрямую связано с тем, о чём вы говорите, — желанием не устраивать разборок?
— Да, смысла поднимать его уже не было. Всё, что можно было, из него выжали, с причинами аварии тоже всё было понятно.
— То есть он и сейчас находится в том же месте?
— Да, но, конечно, в виде каких-то фрагментов. Я лично с одним из ведущих наших конструкторов летом 1981 года специально объехала всё побережье в поисках каких-то обломков. У меня есть фотография самого большого обломка, что мы нашли, — шайбы от крыла.
— Говорят, что он затонул не сразу, а как-то постепенно, чуть ли не в течение недели, благодаря чему и жертв удалось избежать?
— Не так долго, но не сразу. Никто не знает, сколько он точно оставался на плаву, фотографий практически нет. Есть одна недавно рассекреченная фотография, там уже, по сути, почти всё в воде.
— А откуда появилось прижившееся в СМИ название «Каспийский монстр»? Есть версия, что это западная пресса придумала, вольно интерпретировав аббревиатуру «КМ»?
— Есть такой ежегодный толстый справочник Jane’s, где собирается вся информация по военным кораблям. И в нём ещё тогда появился какой-то эскиз нашего «КМ» и было сказано, что в районе города Горький на воду был спущен какой-то непонятный аппарат и затем его доставили на Каспий. Они и придумали это название. Мы всегда его называли просто «корабль-макет».