Итальянское Оружие, Смесь Меча и Кинжала, Как Появилось, Какой Длины и Формы Клинок, Причина Популярности у Знати и Простолюдинов
В XV-XVI веках среди итальянцев широкую известность получил один уникальный вид холодного оружия. Он ярко выделился из множества клинков той поры. Это чинкуэда, причисленная историками к одной из разновидностей кинжалов, невзирая на имеющиеся признаки, относящие его к полноценному мечу.
История появления Чинкуэды
Еще до середины XV столетия европейцы о такой разновидности оружия по всей видимости не слышали, потому что до сих пор не найдены ранние образцы чинкуэды. Все известные экземпляры найдены на севере страны, где жители использовали их в основном для самообороны. Принято считать, что чинкуэда впервые появилась у флорентийцев и венецианцев, а основным местом по производству этого холодного оружия считали венецианскую область — Верону.
Наименование «чинкуэда» оружие получило от итальянского слова «пять», и переводилось как «божественная пятерня». По своей конфигурации клинок у кинжала был довольно-таки необычным для той поры. Так в районе рукоятки ширина клинка была в точности на уровне пяти пальцев. Далее происходило сужение в район острия, которое дальше вытягивалось в треугольник. Была еще и вторая версия наименования чинкуэды. Кинжал называли «бычьим языком» по причине схожести формы клинка с клиновидной формой языка животного.
Обращение с Чинкуэдой
В кинжальных черенках проделывались выемки для пальцев, что добавляло удобства держания их в руке. Чинкуэды знатных итальянских горожан, как правило, были богато украшены и инкрустированы.
Некоторая часть чинкуэд обладает чрезвычайно маленькими размерами, с клинками длиной до 15 см, иные крупнее — до 20 см. Тем не менее, большинство этого старого итальянского холодного оружия имело огромные клинки до 45 см, и ширину в местах соединений с рукоятками до 9 см. Иногда рукоятки делались даже в двуручном исполнении, потом, что удерживать тяжелый меч за тонкий черенок рукоятки было крайне неудобно.
Собственно вследствие этих неудобств и большой массы оружия, спрос на него резко упал. И это при том, что почти за пятьдесят лет чинкуэды успели широко распространиться по всей итальянской территории и даже охватили большую часть французской. После возникшего спала популярности оружия северо-итальянские веронские кузницы стали расширять сферу влияния
Они больше не ориентировались только лишь на богатое дворянство, начали обращать внимание и на зажиточное негоциантство и ремесленничество
Была пересмотрена длина клинка в сторону резкого сокращения. С тех пор чинкуэды стали более сходны не с мечами, а с кинжалами. Однако оружейниками и торговцами оружием они по-прежнему назывались «мечами», только лишь для того, чтобы набивать цену, а также для повышения статусной составляющей.
Когда насыщение этого рынка произошло в достаточной степени, северо-итальянские оружейники еще больше сократили длину клинка и, естественно, снизили общую стоимость изделия. Таким образом, более чем за столетний промежуток времени с начала производства первых изделий к середине XV столетия длина клинка у чинкуэд сократилась более чем троекратно.
Нередко чинкуэды обладали воронеными клинками с протравленными рисунками, и украшались позолотой. Большинство травленых узоров историками приписываются двум северо-итальянским умельцам. По своему качеству травленые рисунки на клинках были превосходными. Так на множестве найденных экземпляров до нашего времени сохранились и видны великолепные текстурные рисунки, со скрупулезно прорисованной геральдикой, а также с известными сюжетами того времени.
Как бы то ни было, но главной загадкой истории этого оружия стали вопросы:
- Что послужило причиной возникновения этого итальянского оружия?
- В чем секрет быстрого роста популярности?
- Почему это северо-итальянское оружие так быстро исчезло, не сохранив после себя достойное наследие?
Однако свято место пусто не бывает, и чинкуэда не исключение. Так, уже в XVI столетии места повседневных дворянских мечей были заняты шпагами.
Победа любит подготовку
Закон девширме — налог кровью, распространялся на всё христианское население султаната. Крепких, психически и физически здоровых юношей в возрасте от 12 до 16 лет (иногда младше) собирали в приемных пунктах и на первое время распределяли для воспитания в мусульманские семьи, подальше от родных мест. Кого брали в Анатолии отправляли в Румелию и наоборот. Там их обращали в ислам, учили языку и основам военного дела, воспитывали в строгости и мусульманских традициях.
Позже собирали в некоторое подобие кадетских корпусов, где специальные евнухи обучали владению многими видами оружия. Параллельно им прививали фанатичную преданность религиозным идеям ислама, войны с неверными. За эту работу отвечали духовные наставники дервишского ордена Бекташи — некоторое подобие средневековых рыцарских орденов на религиозной основе.
Жан-Леон Жером «Греческие мусульмане на молитве в мечети»
Основной упор делался на индивидуальную подготовку, как физическую, так и военно–профессиональную. Линейной тактике и строевым приемам обучение практически не велось, акцент ставился на индивидуальных боевых возможностях воинов и их взаимодействие в бою. Также будущих янычар обучали каллиграфии, теологии, праву, литературе и языкам.
Янычары получали неплохое жалованье, имели привилегии в обществе, им была гарантирована пенсия при ранениях и по старости. По выходу на пенсию многие занимали должности в гражданском административном аппарате Османского государства. По мере роста численности янычар им передавались функции полиции, пожарных, а в отдельных случаях карательных органов. Их «удельный вес» в обществе возрастал.
Разновидности ятагана
Дамаск оказался под властью Османской империи. В условиях экспансионистской политики Османской империи производство оружия процветало по всей стране. Существует два типа ятаганов, связанных именно с Османскими турками. Одним из них является килидж, клинок которого имеет ярко выраженную кривизну на самой дальней трети от основания. Эта широкая часть клинка называлась «ельман». Эти мечи, поступившие на вооружение в 14 веке, был полезны для преодоления более тяжелой брони. Килидж был предтечей многих сабель, которые распространились по Восточной и Юго-Восточной Европе. Укороченная версия килиджа была известна как пала.
В турецком ятагане – оружие янычар – клинок на конце был загнут вперед, а не назад. Изгиб был относительно небольшим, что позволяло использовать его для нанесения как рубящих, так и колющих ударов. Некоторые ятаганы были дважды изогнуты.
Отдельные ятаганы были способны пробить даже пластинчатые доспехи. Навершие эфеса ятагана было увенчано характерными выступами, увеличивающими устойчивость меча в руке. Часто в дополнение к ятагану носили более короткий меч, похожий на длинный нож. В то время как длинный нож носили сбоку, ятаган заправляли за ремень спереди. Афганский пульвар и индийский тальвар похожи внешне, но различаются рукоятками: тальвар имеет плоский диск в навершие эфеса, в то время как навершие пульвара выполнено в форме чашки.
Европейская сабля возникла в Восточной Европе и испытала сильное влияние венгерской и польской сабель – плавно изогнутого меча с развитым эфесом. Венгерские гусары способствовали ее распространению по всей Европе. К 17 веку сабля стала преобладающим оружием европейской легкой кавалерии и со временем распространилась на Северную Америку. В дополнение к кавалерии пехотинцы многих континентальных армий в 19 веке были вооружены короткими изогнутыми мечами в качестве вторичного оружия.
Русские казаки пользовались шашкой – традиционным оружием на Кавказской войне. Ее клинок был слегка изогнут, что одинаково было хорошо как для колющих, так и для рубящих ударов. Рукоять не имела гарды, и ярко выраженный изгиб в конце навершия эфеса предотвращал выскальзывание меча из руки. К середине 19 века она стала стандартным оружием Российской армии, и использовалась еще на протяжении столетия.
За проявленную доблесть американских морских пехотинцев против берберских пиратов на побережье Северной Африки в 1805 году наместник султана Османской империи подарил первому лейтенанту Пресли О’Беннону меч мамлюков, смоделированному по типу ятаганов в Османском Египте. Сабли мамлюкского типа до сих пор выпускаются в качестве парадного и церемониального оружия для офицеров корпуса морской пехоты США.
Китайская версия ятагана – дао, также известна как китайский палаш. Похожий на мачете, с односторонним лезвием и дискообразной гардой, он расширяется в дальней трети клинка, и слегка изогнут.
Несмотря на то, что знаменитая японская катана обычно не считается ятаганом, ее изогнутость и одностороннее лезвие помещают ее в ту же категорию. Хотя типичная катана, имеющая 28-дюймовый клинок, короче, чем обычный ятаган, она предназначена для использования двумя руками в мощном рубящем движении.
Нельзя не упомянуть и легендарный меч Зульфикар, перешедший от пророка Мухаммеда его двоюродному брату в битве при Ухуде в 625 году. Он обычно изображается на флагах мусульманских стран как ятаган с раздваивающимся на конце клинком.
В 20 веке на поле боя появилось автоматическое огнестрельное оружие, и меч стал неуклонно терять свою актуальность. Тем не менее, Советский Союз, Германия и Польша использовали кавалерию во Второй мировой войне, вооруженную в том числе и саблями.
Деградация «военной элиты» и упразднение янычар
Роль кавалерии в бою всё больше утрачивала своё ведущее значение, в связи с этим корпус янычар всё время увеличивался по численности и стал самым крупным соединением в армии османов. К концу XVI численность его достигла 90 тысяч. С ростом численности увеличился и «удельный вес» янычар в политике, они стали представлять серьёзную политическую силу в Османской империи, постепенно превратившись в ядовитое гнездо мятежей и политических заговоров. За янычарами закрепилось самопровозглашённое право низлагать и возводить на трон самих султанов.
Султан Осман II попытался провести реформу корпуса в 1622 году и поплатился за это жизнью, уже в следующем году янычары путем мятежа свергли Мустафу I, в 1648 им стал неугоден султан Ибрагим, в 1703 трона лишили Мустафу II, в 1730 Ахмеда III, в 1807 Селима III. Высшим государственным сановникам «перепадало» от янычар еще чаще.
Янычарский переворот / Joeri Lefévre / joeri.artstation.com
По мере роста политических амбиций шел обратный процесс — деградация военного мастерства этого воинства. Из хорошо подготовленного, слаженного и дисциплинированного войскового соединения янычары переродились в амбициозную, привилегированную касту, утратив боевой дух и качества былых лет.
Этому послужил отход, начиная с XVI века, от базовых основ комплектации и деятельности корпуса янычар. Когда, после первых знаменательных побед и приближения к султану, янычары стали элитой войск, а позднее вошли в элиту гос. администрации, многие турки стали выражать недовольство тем, что комплектование идет методом рекрутского набора из среды покорённых христианских народов.
Осада Мальты 1565 / Jarek Nocon / jareknocon.com
При Сулеймане II в янычары стали набирать из добровольцев мусульманского населения, в основном это были турки. В начале это были резервисты, а чуть позже они стали поступать в регулярное воинство. Их количество особенно выросло после отмены в 1638 году «налога крови» с целью набора христианских детей, принцип комплектования был изменен.
Когда численность «турецкого контингента» выросла, произошел отказ от основополагающего принципа жизни янычар – безбрачия. Раньше позволялось жениться только с разрешения старшего военачальника (ага), в редких случаях, прежде всего заслуженным ветеранам.
Однако Селима II в 1566 году вынудили, при вступлении на трон, разрешить жениться всем янычарам. Как результат, «казарменно–военное» братство, с практикой совместной жизни и непрестанным обучением военному делу, сошло на нет. Женатым разрешили жить в своих домах, вскоре и неженатые отказались жить в жесткой казарменной дисциплине.
Ага, главнокомандующий янычарами
Дополнительной статьей расходов казны стало содержание семей янычар, сыновья с момента рождения стали получать «котловое довольствие», позже их станут записывать в войско ещё младенцами с соответствующими льготами. Это превратило боевой корпус в наследственный институт.
Дальше – больше, янычары стали заниматься торговлей и ремеслами. Наличие льгот по налогообложению, судебные привилегии манили в ряды янычар многих любителей легкой наживы, вплоть до криминальных элементов. За взятки офицеры зачисляли в корпус всех, кому хватило на это денег и связей. Во время боевых действий янычары зачастую стали отказываться сражаться, отдавая предпочтение грабежам, мародёрству и вымогательствам.
Подобное разложение привело к череде военных поражений Османской империи. Наконец султан Махмуд II смог спровоцировать конфликт между религиозными кругами и янычарами, на этом основании своим указом в мае 1826 года он расформировал янычар и повелел создать на их базе регулярные части по европейскому образцу.
Мятеж, поднятый янычарами в казармах в Стамбуле, в июне этого же года, был жестоко подавлен. Казармы были расстреляны из орудий, оставшиеся в живых и попавшие в плен мятежники были казнены.
Александр-Габриэль Декан «Турецкий патруль»
Мифы и легенды о ятагане
До наших дней дошло много мифов и легенд о данном оружии, среди которых:
- В некоторых источниках указывается на применение ятагана, как метательного орудия, при этом ушки на рукояти якобы исполняли роль стабилизатора в полете. Говорится, что дальность метания может достигать 30 метров. Однако, опыты показали, что метать ятаган можно не более чем на 5-6 метров. В принципе, как метательное, можно использовать любое оружие, только сразу возникает вопрос об эффективности такой метательной конструкции. Ведь дальность полета в 5 метров, скорее всего, приведет к гибели не противника, а метателя.
- Другая легенда гласит, что ятаган использовали, как упор для орудий и именно для этих целей применялись «ушки» на рукоятке. Однако практика показывает, что длина ятагана для этого явно маловата и намного проще лечь на землю и вести стрельбу из данного положения, чем стоять согнутым или на коленях.
- В исторических художественных произведениях ятаган ассоциируют с вооружением всадника, но на самом деле это орудие представляет куда более грозную опасность именно в ближнем бою пехотинца, так как при малом весе и своеобразной конструкции он является малоэффективным в конном бою.
- Из-за небольшой массы и конструктивной особенности клинка практически невозможно проткнуть ятаганом прочные металлические доспехи.
- Ятаган известен как оружие турецких янычар. Однако на практике этими мечами вооружались в дальневосточных и средневосточных государствах, например, в Северной Африки, в Египте, в России и Южном Закавказье, на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Вооружались им не только регулярные армейские части, но и иррегулярные формирования. Так, например, известные своей жестокостью и зверствами отряды башибузуков, что в переводе с турецкого означает «неуправляемый», «больной на голову».
- Янычар с ятаганом в руках зарекомендовал себя как коварный, жестокий, беспощадный враг. Тем не менее, в процессе формирования техники владения клинком, сформировалась и особая культура. Например, владелец ятагана, видя перед собой более слабого соперника, применял в бою тупую сторону меча.
Историки до сих пор спорят о том, откуда идут корни ятагана, каково было его первостепенное предназначение. Лишь один факт является неоспоримым, на протяжении всего периода своего существования клинок имеет тесную связь с янычарами. Исчез он практически так же внезапно, как и появился. Предшествовало этому поражение янычар в мятеже 1826 года против существующей власти. Корпус янычар, как действующей силы был ликвидирован, большая их часть уничтожена, а остатки разогнаны. Массовый выпуск ятагана прекратился. Впоследствии падает и качество изготовления клинка.
Как и из чего изготавливали ятаганы
Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.
Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.
Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.
Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.
Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.
Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.
Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:
- стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
- балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
- малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
- ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.
Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.
Символ подразделения
Интересно, что после войны сабли и тюфенги янычары сдавали в государственные арсеналы, а вот ятаган считался личным оружием и оставался при воинах. Если для европейского дворянина шпага была символом его чести и достоинства, то для турецкого янычара ятаган был предметом подразделения, янычарского корпуса.
Поэтому когда в 1826 году янычарский корпус был упразднён, то и выпуск ятаганов значительно сократился, а качество изготовления упало. Армия Османской империи стала организовываться по европейскому образцу, поэтому ятаган в конце 19 в. изготовлялся машинным способом, без декора.
Художник Якопо
Лигоцци (1547-1627). Я
нычар и
лев. Аллегория картины вполне понятна.
Янычар называли «львами ислама». Их страшились в Европе, Азии и Африке. Они были яростными, жестокими, упорными и очень умелыми бойцами, составлявшими один из лучших видов регулярной пехоты
. Сами они величали себя «рукой и крылом Османской династии». Султаны холили их, превозносили, лично вникали в их обучение и нужды, использовали во всех войнах, доверяли свою личную охрану и бросали на подавление мятежей. Однако,
постепенно янычары превратились в орудие дворцовых переворотов и опору феодально-клерикальной реакции,
что в конечном счете, вынудило султана Махмуда II (1785-1839) ликвидировать корпус.
Башибузуки, Стамбул. Фото датируется 1870 годом. Как видим, воины иррегулярных формирований все еще вооружены ятаганами.
Тестирование рубяще-режущих свойств ятагана в современных условиях:
Театральная постановка, в которой девушка использует бой саблей+ятаганом. Даёт некоторое представление о технике фехтования.
Бой двумя руками. На видео используются ножны, а янычары использовали ятаган
Султан Орхан сформировал особый отряд янычар еще в середине XIV века. Этих воинов, набранных среди обращенных в мусульманство военнопленных, боялись сами османы и запрещали им носить оружие вне битвы. До самого XVI века янычары не имели права заниматься ничем, кроме военного дела, и лишь потом получили статус свободных людей. Иметь боевое оружие в городах им все еще не давали, зато разрешили носить длинные ножи для самозащиты. Так появился в истории ятаган, прозванный за свою смертоносность «мечом ислама».
Только в XVIII веке запрет на ношение оружия был частично снят. Янычары могли появляться в городе лишь с ножом – никто не предполагал, что умные воины разработают такое смертоносное оружие. Ятаган формально не попадал под запрет, поскольку был короче сабли и считался даже скорее данью костюму, чем реальным оружием.
Как ятаган утратил свое значение
Закат ятаганов пришел одновременно с концом янычарского корпуса. Этот кинжал был для султанских гвардейцев не только оружием, но и символом свободы и силы. С роспуском и физическим устранением элитного отряда ятаган фактически потерял статус. Конечно, применять изделие не прекратили.
Отряды башибузуков, нерегулярной пехоты, составленной из фанатиков, а чаще из разбойников, применяли это оружие до прекращения своего существования в конце 19 века. Собственно, башибузуков опасались сами турки, перевод этого термина «безумноголовые, бесшабашная башка».
На полях сражений Первой Мировой войны турецкие воины так же применяли ятаганы. Раскопки на местах Галипполийского сражения дают свидетельство об этом. С ятаганами связана и трагическая страница летописи армянского народа.
Неожиданно ятаган пригодился во французской армии. Ряд винтовок, к примеру Шассо, показавшие себя во время франко-прусской войны, получили штыки-ятаганы. Немного уменьшенное лезвие давало возможность солдатам безбоязненно чистить и ружье с примкнутым штыком.
География распространения оружия
Корпус янычар был элитным подразделением турецкой армии, однако не единственным подразделением, на вооружении которого находился ятаган. Оружие широко распространилось по всей территории Ближнего Востока и в Египте. Вместе с турками это оружие активно использовали на Балканах и на Кавказе. Ятаган пришелся по душе местным иррегулярным военизированным формированиям.
Турки, сумевшие покорить к началу XV века практически всю Малую Азию, привнесли в военное искусство свою тактику, военные традиции и технику. В армиях правителей Туниса, Алжира и Египта имелись специальные подразделения, выполняющие роль ударных отрядов. Формируясь в большинстве случаев из наемников , такие части отличались чрезмерной отвагой и жестокостью. Вооруженные ятаганами воины — башибузуки наводили ужас на европейцев, которые нередко становились жертвами внезапной атаки этих подразделений.
Турецкий ятаган хорошо знаком русским воинам, которые длительное время вели войны с Блистательной Портой. Столкнуться с безумными башибузуками, вооруженными ятаганами пришлось и войскам Наполеона. Во время египетского похода его армия больше всего страдала от внезапных атак иррегулярных отрядов египетских войск.
Султан Орхан сформировал особый отряд янычар еще в середине XIV века. Этих воинов, набранных среди обращенных в мусульманство военнопленных, боялись сами османы и запрещали им носить оружие вне битвы. До самого XVI века янычары не имели права заниматься ничем, кроме военного дела, и лишь потом получили статус свободных людей. Иметь боевое оружие в городах им все еще не давали, зато разрешили носить длинные ножи для самозащиты. Так появился в истории ятаган, прозванный за свою смертоносность «мечом ислама».
Только в XVIII веке запрет на ношение оружия был частично снят. Янычары могли появляться в городе лишь с ножом – никто не предполагал, что умные воины разработают такое смертоносное оружие. Ятаган формально не попадал под запрет, поскольку был короче сабли и считался даже скорее данью костюму, чем реальным оружием.
Конструкция ятагана
Ятаган имел загнутый назад острый конец клинка и утолщенный незаостренный обух. Из-за своеобразной кривизны, ятаганы иногда называют тесаками. Клинок обычно узкий и имеет одинаковую ширину на большей части длины. Верхняя треть лезвия либо сужается, либо расширяется к концу, а в некоторых случаях верхняя треть заднего края клинка заточена. Ятаганы различаются кривизной, длиной, шириной и весом клинка. Другие различия касались заостренного или тупого конца клинка, включение в конструкцию гарды и форму рукояти (эфеса). Стандартного размера не существовало. Как правило, длина составляла от 30 до 36 дюймов (около 80 см), вес – около двух фунтов (около 900 гр), ширина – около 11/2 дюймов.
Тактика боя янычар
Ударной силой турецкого войска была лёгкая и тяжёлая кавалерия (сипахи), которая позволила османам завоевать страны Ближнего Востока, Северной Африки и Закавказья. Однако, приоритетом с определённого периода стали являться европейские страны, в которых изобиловали крепости, поэтому султан Орхад (1324-1359) приступил к формированию качественной пехоты, способной на штурмовые действия, чтобы дополнить кавалерию. Первоначально янычары (тур. yeniçeri — новое войско) были лучниками, но с начала XVI в. лук постепенно заменяется тюфенгом — турецким аналогом европейского фитильного мушкета. Мушкет был способен пробивать кольчужные и даже латные доспехи, поэтому быстро был освоен янычарами, которые с успехом стали пользоваться огнестрельным оружием при осаде/обороне крепостей и в полевом бою. Правда, перезарядка мушкета была делом долгим и хлопотным, поэтому воинам нужно было холодное оружие для самозащиты. Европейские мушкетёры пользовались шпагами, а турки взяли себе на вооружение сабли и ятаганы, при том чаще всего одновременно. И если европейские мушкетёры вели стрелковый бой, а от угрозы ближнего боя уходили под защиту своих пикинёров, то янычары шли в рубку довольно охотно. При этом доспех постоянно упрощался, щиты уменьшались, а затем и вовсе исчезли, поэтому ятаган в левой руке выполнял защитную функцию.
Тут следует добавить, что в турецком войске было мало воинов, вооружённых пиками и протазанами (от силы 1000 на 10.000 янычар), поэтому чтобы защититься от кавалерии противника, позиции подбирались среди естественных преград, либо на оборудованных инженерных позициях (вагенбург, обозные телеги, частокол, валы, позже, окопы), что делает предположения о том, что Иван Грозный скопировал своих стрельцов с турецких янычар, довольно обоснованным. Янычары предпочитали тактику контратаки, разбивая ружейным огнём строй атакующей колонны пикинёров и мушкетёров, после чего выходили из-за укрытия и, орудуя саблей с ятаганом, избивали рассеянного врага.
Карта Османской империя в XV — XVII веках.
Янычар конца XIV — начала XV веков. Вооружен саблей, луком и стрелами. Янычарский корпус был не только гвардией султана, но и военно-религиозным орденом. Поэтому странный головной убор воина, на самом деле, представляет собой ранний вариант традиционной янычарской шапки, которая, согласно преданию, символизировала стилизованный рукав одежды основателя ордена, дервиша Хаджи Бекташа
Богатые турецкие доспехи «зерцального» типа XV — XVI веков. Подобные доспехи мог носить янычарский ага.
Кольчужно-пластинчатые доспехи янычар XV — XVI веков. Слева янычарский бердыш, использовавшийся и для «подсекания» ног вражеских лошадей и как упор для мушкета.
Янычарский шлем начала XVI века.
Оружие янычар: короткий турецкий лук, покрытый золотой росписью и цветным лаком, ятаган, декоративная металлическая пластина на лицевую сторону налучья, украшенная резной позолоченной арабской вязью .
Оружие янычар: турецкая сабля «килидж» середина XVIII века.
Основное оружие янычар: тюфенги 1750-1800 гг.
Европейский мушкетер XVII века. Из защитных доспехов у воина есть только шлем кобасет.
Европейские (французские) пикинеры XVII века. Историческая реконструкция. Защитное вооружение воинов состоит из металлического шлема и кирасы. Руки и ноги остаются незащищенными и представляют прекрасную «мишень» для ударов саблей и ятаганом.
Янычары в сражении под Веной (1683). На картине видно, что на них практически нет металлических защитных доспехов.
Тяжелая турецкая кавалерия (сипахи) в битве под Веной (1683). Всадники все еще облачены в шлемы и добротные кольчато-пластинчатые доспехи.