История появления плети
Трудно проследить точное время появления первых плетей. Изначально плеть была распространена среди народов Азии, а после распространилась по Европе и даже в Америку (ковбои).
Известно, что у древних народов бичевание использовалось для усиления плодородия, так заклинали урожай. У некоторых народов было принято хлестать скульптуры и изображения богов, для того, чтобы получить их помощь. Также, было распространено поверье, что удары кнутов стимулируют плодовитость как у мужчин, так и у женщин.
Боевая плеть
Использование плетей у кочевых народов
Чтобы понять, что такое плеть для кочевых народов, нужно совершить небольшой экскурс в историю. С незапамятных времен кочевники использовали кнуты, арапники, хлысты и нагайки для трех основных функций:
- пастуший бич в скотоводстве;
- боевое оружие;
- орудие для охоты.
В XI-VIII в. до н.э. ассирийцы используют плеть для более точной стрельбы конных лучников. Вплоть до Средних веков плетка является одним из важнейших атрибутов обмундирования конного воина. Более того, плеть как оригинальное оружие сохраняется у некоторых народов (калмыки, казахи, тувинцы, киргизы) и по настоящее время.
Кроме того, кочевые народы (особенно киргизы) часто использовали кнуты для конных поединков: цель противников была выбить друг друга из седла ударом нагайки («бой голых»). Такой вид состязаний сохранился у киргизов вплоть до ХХ в.
Целью этих поединков было научить вести бой не только с помощью основного, но и используя подручное орудие.
Для боя была разработана целая система ударов.
В руках опытных владельцев кнут превращался в мощнейшее оружие: точный удар бича мог переломать хребет волку. В бою плеть при ударе могла выбить глаз, разорвать одежду, воздействовать на коня, кроме того, от нее нельзя было закрыться щитом.
Плеть, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой.
Плетка в эпоху античности
Битье плетьми в античности являлось специальным наказанием для рабов. Плети начиняли специальными приспособлениями для более эффективных и больных ударов: свинцовые шарики, острые бараньи кости, воловьи жилы.
Плети являлись атрибутом некоторых богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и др.). Кроме того, нередко использовалась практика битья кнутом женщин для усиления их плодовитости. Также полководцы-победители украшали бичами свои колесницы.
Хлысты, арапники и нагайки в России
В российской военной практике арапники и нагайки, как правило, имели следующий вид: короткая деревянная рукоятка, в палец толщиной и плетеная основа из кожаных ремешков, два (а после 1839 г.) хвоста.
В XVII веке хлысты использовались в качестве наказания духовных судов как для духовных лиц, так и для светских, подсудных церковному суду.
Фото хлыста
В Домострое плеть указывалась как орудие домашнего наказания. Кроме того, в день свадьбы жених должен был положить кнут в свой сапог, для того, чтобы супружеская власть в доме принадлежала ему.
Плети использовались как наказание для крепостных и для учащихся учебных заведений.
Полиция использовала удары хлыстом для наказания.
В светских судах плеть как наказание используется с XVIII века, а позже становится самым тяжким наказанием. Битье плетьми происходило публично и осуществлялось палачом, назначалось и как самостоятельное наказание, и в совокупности с другими видами наказания. После публичного биться человек не мог быть отдан на военную службу.
Основаниями для назначения такого рода наказания были следующие: преступление против государства, участие в бунте, убийство. Вскоре плети все больше вводятся в практику, вместо более сурового наказания кнутом.
Во второй половине XIX века плети исключаются из лестницы наказаний и сохраняются в небольшом количестве для мужчин, находящихся в ссылке.
Особенности плетения
В изделии применяется классическое восьмиполосное плетение — «золотой стандарт» для нагаек. Если использовать меньшее число полосок кожи, то плеть получится слишком жесткой и грубой, если большее — то они окажутся слишком тонкими, и конечный результат выйдет таким же. Нагайки из 10 и более полос кожи относятся скорее к декоративным, тогда как наше изделие является полнофункциональным, пригодным для практического использования.
Для изготовления используется высококачественная телячья кожа черного цвета, выделанная по современной технологии. Она гораздо прочнее «сыромяти» (кожи, выделанной старым способом), поэтому такая нагайка верой и правдой прослужит вам долго даже при активном использовании.
Особенности плетения
Применение в экстренной ситуации
Если вы — правша, то проденьте нагайку в шлевки так, чтобы она обвивала вас слева направо. Рукоять должна быть с левой стороны, а шлепок с петлей — с правой. Застежка при этом окажется примерно по центру, на месте пряжки ремня.
Чтобы выхватить нагайку, достаточно коротким движением расстегнуть кнопку, положить руку на «турецкую голову» и вытянуть плеть одним движением. Поскольку она сужается к кончику, то извлекается легко. Для замаха достаточно одного поворота кисти — и вот нагайка в вашей руке готова атаковать любую цель!
Широкий ассортимент нагаек
Вековые традиции
Самым дорогим и почетным подарком считалась нагайка. Обычно ее получал жених на свадьбе в подарок от будущего тестя. Считалось, что казачья нагайка могла быть принадлежностью только женатого казака. В доме она не валялась как попало, а висела на определенном месте в спальне.
Если хозяин дома бросал к ногам гостя нагайку, тот должен был её поднять и обнять хозяина, тем самым показав своё уважение. Если она оставалась лежать на полу, человек не желал демонстрировать свою покорность хозяину и у него были причины для обиды.
Если два казака были в ссоре, они могли обменяться нагайками — и обиды считались забытыми. Если её дарили, это считалось особой привилегией, оказанной человеку за какие-либо услуги или в знак хорошего отношения. При обсуждении любого вопроса на собрании казаков знаком согласия и одобрения считалась поднятая вверх казачья нагайка.
Ей даже приписывали особую силу. Считалось, что она способна отпугивать нечистую силу, поэтому её вешали над колыбелью ещё не крещенного младенца.
Когда казак умирал, в гроб вместе с шашкой клали и нагайку.
Каждый казак должен был уметь владеть этим оружием. Учили только мальчиков с 8 лет и до 12. В обучении использовали приемы народных танцев и игр.
Поздние романы
После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.
В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
«Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений
Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, — это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
«Женщина у колодца» — произведение, опубликованное в 1920 году, — проникнуто горечью и печалью
Оливер Андерсен, герой романа, — это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
«Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».
Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения. Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения. Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, — «Кто такой Гамсун?».
Казачья нагайка
Нагайка-оружие казаков. Представляет собой плотно сплетенный из кожаных ремешков хлыст с деревянной рукоятью. В толковом словаре Даля дается следующее толкование слову НАГАЙКА (ж.) — ногайка, нагайская, татарская плеть, камчук; короткая, толстая, круглая, ременная плеть, без спуска, в одну толщину, употребит. у казаков и у всех горских, татарских и монгольских племен. Есть нагайки с ножом, в черене; нагайки со шлепком, чтобы смягчить удар, и с пулькою, которой бьют волков с коня.
Нагайка-знак Есаульца и Приставов на Кругу. В быту нагайка неотъемлемый атрибут казачьего домостроя и олицетворяет собой устоявшийся вековой семейный уклад. Нагайка является обязательной принадлежностью каждого, от казака до казачьего генерала и является знаком власти у полноправного строевого казака. Нагайка дарилась зятем тестю на свадьбе и висела на левом косяке к двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан её вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены. Обмен нагайками считался лучшим знаком примирения. Поднятой вверх нагайкой голосуют на Кругу. Считалось, что нагайка (камча) — оружие всадника, и она обычно пропитана потом коня. К такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому нагайку вешали у изголовья молодых женщин и младенцев до крестин.
Старики говорят: Нагайкой владеешь — силу имеешь.
Особенности работы с нагайкой.
При наработке техник с нагайкой необходимо учитывать, что существует несколько типов нанесения ударов: 1) удар с отдачей, когда в конечной фазе удара плечо не напрягается для оттягивания ее назад, а рука как бы подается слегка вперед. Его цель — оплетение или захват конечности- туловища противника с последующим рывком и падением противника на пол; 2) удар «шлепок» — наносится концом сарвеня «шлепком», удар наносится под прямым углом к ударной поверхности и по этой же траектории возвращается обратно; 3) удар с оттяжкой, он является наиболее эффективным и действенным, при нем происходит удар и быстрое оттягивание руки назад как бы разрезание ударной поверхности
Существуют три основных вида нагаек:
1. «Камча» Кубанская нагайка. Цельная конструкция, в которой рукоятка, как бы, вплетается в саму плеть и зримого окончания рукояти и начала собственно плети нет. Длинна рукояти 15-20 см темляк в месте стыка рукояти и сарвеня. Соотношение длинны рукояти и сарвеня 1/3.
2. «Карбыч» Донская нагайка. Конструкция из двух частей, хлыста(сарвеня) и рукояти, соединенных между собой стальным кольцом или кожаным ремешком.
1. хват — место непосредственного захвата рукояти ладонью, в основном, покрыт кожаной оплеткой.
2. шалыга (оголовок) — металлическая обойма, надеваемая на окончание рукояти (для нанесения ударов обратной стороной нагайки). Иногда — конец рукоятки небольшого ножа — зализки, закладываемого в рукоять нагайки как в пенал.
3. обоймица — состоит из темляка и завода.
4. темляк — петля для продевания кисти руки. Предназначен для постоянного удержания нагайки на руке, иногда на мизинце.
5. завод — малая петля, предназначена для продевания плети.
6. укреп — сочленяет рукоять с плетью — кожаный ремень, оплетающий ствол рукояти для прикрепления к нему зацепа и долони.
7. зацеп — деталь, сочленяющая рукоять с плетью — металлическое кольцо, сквозь которое продето такое же кольцо, находящееся на конце плети.
8. долонь — кожаный флажок, в нижней части шириной с половину диаметра ствола рукояти, в верхней — расширяющийся, предназначен для защиты коня от удара металлическими частями укрепа. плеть — ударная часть нагайки, состоящая из следующих частей:
9. махра — густая бахрома из тонких кожаных ремешков, расположенных в верхней части плети. Изначальное предназначение декоративно-социальное, имитация конского хвоста на бунчуке.
10. сарвень — кожаная оплетка ударной части — ремни, сплетенные различными способами вокруг срединного шнура — витеня.
11. шлепок — окончание бьющей части плети — кожаный мешочек, в который закладывается груз для усиления удара (трансформация боевой части кистеня).
Некоторые размеры и соотношения: длина рукояти/длина плети — 1-1,5/2 длина рукояти — 30-40 см. (по руке — от локтевого сгиба до середины ладони) толщина — по руке длина плети — 45-55 см. (по руке — вытянутая вперед и чуть согнутая рука, рукоятка вертикально, при вращениии плеть не должна доставать до Вас)
3. Уральская,Сибирская нагайка. По конструкции такая же как Кубанская но значительно толще, мощнее и темляк закреплен в торце рукояти.
Различия в применении кнута
Сферы применения кнута существенно различались в зависимости от типов общественного устройства. Если для древнейших рабовладельческих государств кнут служил преимущественно как орудие принуждения зависимого большинства населения, то у кочевых племенных образований кнуты и плети вошли в намного более широкий обиход, охватывающий основную часть общества.
У кочевых народов
Племена и народы, традиционным хозяйственным укладом которых служило кочевое скотоводство, строили своё общество более монолитным. Его основой служило практически обязательное сочетание для каждого из его полноправных членов функций и умений воина, охотника и пастуха-скотовода. В каждом из этих видов деятельности находилось естественное применение плети, что привело к включению этого орудия в повседневный обиход, а его отдельным элементам стали придаваться особые отличительные признаки принадлежности к роду, а также месту в его иерархии.
Соответственно, появились особые ритуалы, связанные с наделением правом владения и ношения плетей. Именно для кочевых народов были характерны применение плетей в обязательных обрядах инициации подрастающего поколения, в ритуальных поединках соревновательного плана. Эти традиции сохранены вплоть до нашего времени множеством народов, в числе которых казахи, калмыки, киргизы, тувинцы и другие.
В эпоху античности
Поскольку основой экономики античности служило земледелие, а укрепление государственности связывалось с масштабными строительными работами, наиболее распространённым предназначением кнутов и плетей стало их применение как инструмента принуждения рабов. Соответственно, право обладания таким инструментом не было массовым, а напротив — считалось атрибутом определённых властных полномочий.
Это явление отразилось в ритуалах. Так, плети являлись атрибутом при изображении многих богов в Древнем Риме (Аполлон, Дионис, Беллона и другие). Существовала практика битья кнутом женщин ради «усиления плодовитости». В целом же битьё плетьми в античности служило распространённой формой наказания как для рабов, так и для других категорий зависимого населения.
В военной сфере античности плети находили относительно ограниченное применение: обычно как специализированное орудие управления лошадьми в конных подразделениях. Тяжёлая однохвостая плеть с металлической гирькой на кончике применялась как вспомогательное вооружение древнеримских легионеров.
Как сделать своими руками арапник
Изготовление кнута-арапника своими руками, в том числе и в виде традиционной казачьей нагайки, не является чем-то сложным. Это древнее боевое оружие можно сделать и с применением достаточно современных материалов, опираясь на схемы и практические рекомендации. Самостоятельное создание арапника начинается с изготовления рукояти. Для этого традиционно используются твёрдые сорта дерева — бук, дуб, ясень, акация. В целом материал рукояти должен быть прочным, но лёгким, поэтому допустимо также применять текстолит или эбонит, а вот лёгкие сплавы металлов, напротив, не рекомендуются. Чтобы рукоятка не получилась слишком толстой, перед оплёткой необходимо уменьшить её диаметр на такую величину, которая равна толщине полос кожи, используемых при оплётке.
Классическим требованием при изготовлении плети является использование в качестве сырья натуральной сыромятной кожи, предпочтительно коровьей. Приготовленные к плетению ремни необходимо перед этим вымочить в обычной воде: процесс плетения в результате станет намного проще, а после высыхания кожи плеть станет прочнее.
Плетение кнута-арапника производится в двух основных типах: обычное либо с заложенной сердцевиной (витнем). Наличие сердцевины делает кнут менее гибким, но усиливает удар, поэтому такие плети чаще всего использовались для охоты или боя.
Плетение с витнем
В схемах подобного типа плетения (для любого классического вида арапника, включая нагайку) в качестве сердцевины традиционно применяется конский волос. В современных условиях многим добыть его непросто, поэтому для подосновы вполне подойдёт капроновый шнур, закрепляемый в будущей рукоятке. К подоснове прикручиваются полоски так, чтобы сначала приматывались те, которые пойдут слева направо, а потом противоположные. Конец закрепляется нитками.
Примерная схема плетения при изготовлении нагайки
Обычное плетение
Плетение без применения сердечника, по сути, напоминает плетение обычной косички. Кожаные полоски для плетения нарезаются с помощью обычного канцелярского ножа, образуя сужение к кончику, и обрабатываются кромкорезом. Полосок может быть и 4-6, но для «классической» нагайки рекомендуется 8, а для «усиленного» арапника — 10, 12 и даже 14.
Форма шлепка (кожаного мешочка на окончании ударной части хлыста, в который помещается груз для усиления удара) рекомендуется трапециевидной, что считается наиболее удобной формой. Шлепок для нагайки лучше изготавливать не цельным, а на шнуровке. При необходимости в образовавшийся кармашек можно будет помещать грузика, которым могут служить кусочек свинца либо пуля, примерно соответствующая калибру 5,45 мм.
Автор статьи:
Роев Олег
Что такое нагайка и её разновидности
В российской военной практике арапники и нагайки стали особой разновидностью оружия. В течение 19 века они стали отличительным типом вспомогательного вооружения следующих воинских формирований:
- Казачьих войск;
- Так называемых «инородческих» кавалерийских подразделений из представителей кочевых народов;
- Подразделения конной жандармерии.
В последнем случае нагайка широко применялась в ходе подавления бунтов и для разгона демонстраций. А в казачьей среде нагайки издавна использовались для наказания провинившегося казака.
Основной версией происхождения слова «нагайка» считается разговорный вариант термина «ногайская плеть», основанный на использовании в конструкции казачьей плети элементов, позаимствованных у так называемых «нагайцев» («ногайцев») — племенных образований кочевников под властью одного их правителей Золотой Орды, хана Ногая. Имеется также версия, связанная со словом «нага», что в санскрите означает «змея», а самый древний и простой способ плетения нагаек назывался «змеиным» и внешне напоминал чешуйки этих рептилий.
В общем виде нагайка представляет собой плотное сплетение кожаных ремешков со специальным мешочком на конце, в который может помещаться груз для усиления удара. Это оружие весьма компактно, его удар обладает огромной скоростью, на которую крайне сложно успеть среагировать, и вызывает у противника сильный болевой шок.
Первоначально многие казачьи нагайки были двухвостыми: одна из плетей (усиленная) служила оружием, другая предназначалась для управления конём. Неиспользуемый тип плети при этом фиксировался специальным зажимом. В 1839 году приказом военного ведомства было произведено упорядочение нагаек как элемента казачьего вооружения, которое закрепило исключительно однохвостую их разновидность. В то же время ряд традиционных отличий в типах нагаек сохраняется вплоть до наших дней.
Нагайку применяли чаще всего в ближнем бою, притом в случае, когда основное оружие казака (винтовка, шашка, пика) было утеряно. В целом нагайка использовалась для оглушения противника, а опытные воины с её помощью могли нанести смертельный удар либо стащить вражеского седока с лошади.
Боевые плети, как правило, закреплялась на запястье, при этом позволяя свободно пользоваться рукой. В казачьих нагайках эту роль выполнял темляк — петля для кисти, которая позволяла крепко удерживать плеть. Кроме того, в начале рукоятки обычно размещался встроенный наконечник из металла (шалыга), который служил для нанесения удара непосредственно рукоятью.
Донская
Донская нагайка имеет кольцо (металлическое или ременное) на конце рукояти длиной 30-40 см, к которому непосредственно прикрепляется сама плеть длиной 1,5-2 метра, что делает удар более резким.
Кубанская
Кубанская нагайка имеет относительно короткую (около 20 см) рукоятку, которая оплетается кожей, плавно переходящей в основное плетение. Место соединения хвоста плети с рукояткой при этом визуально не различимо. Данный тип нагайки лучше подходит для нанесения щелковых ударов.
Уральская
Считается разновидностью кубанской нагайки, в отличие от которой имеет навершие вместо плетёного «яблока». Длина рукояти — 15-20 см, длина плети — 50-75 см.
Уставная
Считается разновидностью донской нагайки для армии Российской Империи. В соответствии с указом Александра III боевыми уставными нагайками вооружали всех казаков вне зависимости от звания: от рядового до генерала.
Арапник
Длинный охотничий либо дрессировочный кнут с тонким и прочным навоем (из пеньки, шёлка или конского волоса), размещённый на коротком кнутовище. Все нагайки считаются его более короткой разновидностью. Сам термин «арапник» возник от искажённого польского наименования плети, произошедшего от немецкого «herab» («прочь»).
Волчатка
Разновидность арапника с жёсткой рукояткой, предназначенная для охоты верхом на коне на волков и лисиц. Длина обычной волчатки — около одного метра. Ударная часть имеет более толстое плетение, а на конце прикрепляется грузик для большей пробивной силы. Из-за сходства основных параметров с казачьей нагайкой часто служит синонимом этому оружию.
Татарская камча
Тонкая однохвостая плеть с тонким бичом. Традиционная татарская камча зачастую относится к разновидности донского типа нагаек.
Ременная плеть
Общее понятие, объединяющее виды нагаек разных типов. Сюда включают и особые конструкции, например, разновидность калмыкской плети «ташмг», которая изготавливалась не переплетением узких кожаных ремешков, а путём прошивки нескольких относительно широких полос из сыромятной кожи тонким кожаным шнурком-нитью.